Мы воспитываем детей, дети воспитывают нас | Как обучить ребенка словообразованию?
Исследование способности детей с неразвитой речью к словообразованию глаголов выявило, что дошкольники с этой патологией имеют
трудности с восприятием физических характеристик языка. Также они не способны выявлять значения, заключенные в лексических и грамматических элементах языка.
Это приводит к тому, что у детей возникают ограничения в комбинаторских способностях, способствующих творческой реализации структуры языка при продуцировании собственных предложений.
Это приводит к тому, что у детей с ОНР возникают трудности в использовании морфем для словообразования. Во время исследования нами была замечена и зафиксирована следующая особенность: дети с нарушениями речи не ошибались, продуцируя глаголы, имеющие продуктивные аффиксы.
Трудности же появлялись тогда, когда было нужно не просто присоединить нужный аффикс к корню глагола, но и изменить структуру слогов внутри него и сместить ударение. Также
тяжело получалось у таких детей образовывать глаголы от прилагательных. При этом у детей не экспериментальной группы таких проблем не возникало.
Причем очевидным стало то, что дошкольники с ОНР в импрессивной речи на уровне мыслей достаточно хорошо владеют способностью к словообразованию глаголов, а вот в экспрессивной речи в процессе моторной ее реализации как
раз возникают проблемы.
То есть даже если ребенок способен из предложенных вариантов выбрать правильный ответ (хорошая развитость импрессивной речи), то в повседневной жизни воспроизвести этот же глагол ему не удается (экспрессивная речь)