Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Vihra - все о самых любимых и дорогих - наших детях


Выпуск номер:
 18  2012-03-26 22:46

 

Личность и проблемы одаренного ребенка

Если твой ребенок одаренный

Сегодня не существует четкого определения, что такое одаренность. Одни считают, что это индивидуальный редкий дар. Другие утверждают – это социальная реальность. И требует ли одаренность детей социального изучения, подхода и развития, а также как стоит к этому относиться?

Для большинства родителей, учителей, да и самих детей одаренность по-прежнему остается загадкой. Сегодня широкая общественность интересуются не столько научным основанием одаренности, сколько их жизненными реальными проявлениями, способами развития, выявления и социальной реализации. Сегодня, прежде всего забота об таких детях — это забота о развитии культуры, науки и социальной жизни завтра в целом. Уже также и существуют способы выявления одаренных детей, а также вырабатываются определенные программы для помощи развития им своих индивидуальных особенностей.

Выявление одаренных детей

Развивающее на протяжении жизни системное качество психики, определяющее возможность достижения человеком более необычных и заурядных (высоких) результатов в одном определенном или нескольких направлениях деятельности, что отличает его от других людей и называют одаренностью.

Одаренность детей может быть изучена и установлена только в процессе воспитания и обучения, в ходе совершения ребенком одной или другой содержательной деятельностью. Проявление умственной одаренности всегда связано с чрезвычайными возможностями жизни детских лет. Случается ,что одаренные дети которые демонстрируют свои выдающиеся способности в одной какой-то области могут иногда вовсе и не отличатся от сверстников во всех других отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает довольно широкий спектр психологических индивидуальных особенностей. Подавляющему большинству таких детей присуще особые черты, которые и выделяют их в общей массе. Одаренность детей обычно проявляется в их высокой любознательности и исследовательской активности. Одаренные дети очень болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно переработать и усвоить. Поэтому и ограничение их возможной активности может вызывать и негативные реакции невротического характера. Также одаренных детей отличает в раннем возврате и способность определять причинно-следственные связи и соответственно делать определенные выводы. Им характерна наиболее быстрая передача нейронной информации, так как их внутримозговая система, более разветвленная с определенно большим числом нервных связей. Для одаренных детей свойственно ранее овладение речи, а также абстрактным мышлением, что приводит впоследствии и к обладанию отличительной памятью. Отличительной особенностью является и возможность категоризировать и классифицировать информацию и опыт, а также умение пользоваться накопленными знаниями достаточно широко.

Внимание к таким детям чаще всего может привлечь и их внушительный словарный запрос, который сопровождается не только сложными синтаксическими конфигурациями, но и определенным умением постановки вопроса. Так, например, многие одаренные дети с радостью читают энциклопедии и словари, придумывая при этом слова, которые, по их мнению, должны выражать их собственные воображаемые события и понятия. Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной активизации способностей. Повышенная концентрация внимание и упорство в достижении положительных результатов в интересующей их сфере также отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам.

Стоит также отметить, что развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных особенностей идет обычно по двум линиям: с одной стороны — усложнение действий для использования средств решения конкретной задачи, а с другой — и изменение самих этих средств.

Роль семьи в процессе развития одаренности у детей

Нередко одаренным детям бывает очень тяжело адаптироваться к обучающим условиям в массовой школе. Пути устранения такого психологического дискомфорта и его причины следует искать учителям вместе с родителями ребенка. Так как некоторые дети не всегда имеют психологическую поддержку в семье и возможность реализовывать свои потенциальные возможности. К сожалению не всегда родители знают об индивидуальных склонностях и особенностях ребенка, и не готовы развить познавательную способность, а также поддержать эту искру любознательности. Значит, обучение одаренных детей в школе без пристального участия родителей малоэффективно и невозможно.

При организации работы с такими детьми следует:

- учитывать развитие волевых и эмоциональных качеств, характер семейных отношений;

-оказывать помощь в создании необходимого микроклимата семьи;

-создавать условия для того, чтобы и родители смогли овладеть способами формирования у ребенка положительного отношения к «Я — концепция», которое и будет выступать главным условием полной реализации определенных способностей одаренного ребенка.

 

 

Продолжение этой статьи, а также другие статьи о развитии,

воспитании и здоровье детей Вы можете прочитать на сайте vihra.ru

 
С уважением, Мария Литвинова
omalyshah@mail.ru
 
vihra.ru

В избранное