Vihra - все о самых любимых и дорогих - наших детях
Выпуск номер:
18
2012-03-26 22:46
Личность и проблемы одаренного ребенка
Сегодня не существует четкого
определения, что такое одаренность. Одни считают, что это индивидуальный
редкий дар. Другие утверждают – это социальная реальность. И требует ли
одаренность детей социального изучения, подхода и развития, а также как стоит к этому относиться?
Для большинства родителей, учителей, да и самих детей одаренность
по-прежнему остается загадкой. Сегодня широкая общественность
интересуются не столько научным основанием одаренности, сколько их
жизненными реальными проявлениями, способами развития, выявления и
социальной реализации. Сегодня, прежде всего забота об таких детях — это
забота о развитии культуры, науки и социальной жизни завтра в целом.
Уже также и существуют способы выявления одаренных детей, а также вырабатываются определенные программы для помощи развития им своих индивидуальных особенностей.
Выявление одаренных детей
Развивающее на протяжении жизни
системное качество психики, определяющее возможность достижения
человеком более необычных и заурядных (высоких) результатов в одном
определенном или нескольких направлениях деятельности, что отличает его
от других людей и называют одаренностью.
Одаренность детей
может быть изучена и установлена только в процессе воспитания и
обучения, в ходе совершения ребенком одной или другой содержательной
деятельностью. Проявление умственной одаренности всегда связано с
чрезвычайными возможностями жизни детских лет. Случается ,что одаренные дети
которые демонстрируют свои выдающиеся способности в одной какой-то
области могут иногда вовсе и не отличатся от сверстников во всех других
отношениях. Но, как правило, одаренность охватывает довольно широкий
спектр психологических индивидуальных особенностей. Подавляющему
большинству таких детей присуще особые черты, которые и выделяют их в
общей массе. Одаренность детей обычно проявляется в их высокой
любознательности и исследовательской активности. Одаренные дети очень
болезненно воспринимают недостаток информации, которую можно
переработать и усвоить. Поэтому и ограничение их возможной активности
может вызывать и негативные реакции невротического характера. Также одаренных детей
отличает в раннем возврате и способность определять
причинно-следственные связи и соответственно делать определенные выводы.
Им характерна наиболее быстрая передача нейронной информации, так как
их внутримозговая система, более разветвленная с определенно большим
числом нервных связей. Для одаренных детей свойственно ранее овладение речи,
а также абстрактным мышлением, что приводит впоследствии и к обладанию
отличительной памятью. Отличительной особенностью является и возможность
категоризировать и классифицировать информацию и опыт, а также умение
пользоваться накопленными знаниями достаточно широко.
Внимание к таким детям чаще всего может привлечь и их внушительный
словарный запрос, который сопровождается не только сложными
синтаксическими конфигурациями, но и определенным умением постановки
вопроса. Так, например, многие одаренные дети с радостью читают
энциклопедии и словари, придумывая при этом слова, которые, по их
мнению, должны выражать их собственные воображаемые события и понятия.
Любимыми играми таких детей считаются игры, требующие умственной
активизации способностей. Повышенная концентрация внимание и упорство в
достижении положительных результатов в интересующей их сфере также
отличает одаренных детей от ровесников. Жизненным кредо одаренных детей зачастую является расположенность к четким классификациям и схемам.
Стоит также отметить, что развитие сенсорных, творческих и интеллектуальных
особенностей идет обычно по двум линиям: с одной стороны — усложнение
действий для использования средств решения конкретной задачи, а с другой
— и изменение самих этих средств.
Роль семьи в процессе развития одаренности у детей
Нередко одаренным детям
бывает очень тяжело адаптироваться к обучающим условиям в массовой
школе. Пути устранения такого психологического дискомфорта и его причины
следует искать учителям вместе с родителями ребенка. Так как некоторые
дети не всегда имеют психологическую поддержку в семье и возможность
реализовывать свои потенциальные возможности. К сожалению не всегда
родители знают об индивидуальных склонностях и особенностях ребенка, и
не готовы развить познавательную способность, а также поддержать эту
искру любознательности. Значит, обучение одаренных детей в школе без пристального участия родителей малоэффективно и невозможно.
При организации работы с такими детьми следует:
- учитывать развитие волевых и эмоциональных качеств, характер семейных отношений;
-оказывать помощь в создании необходимого микроклимата семьи;
-создавать условия для того, чтобы и родители смогли овладеть
способами формирования у ребенка положительного отношения к «Я —
концепция», которое и будет выступать главным условием полной реализации
определенных способностей одаренного ребенка.
Продолжение этой статьи, а также другие статьи о развитии,
воспитании и здоровье детей Вы можете прочитать на сайте vihra.ru
С уважением, Мария Литвинова omalyshah@mail.ru vihra.ru