Одинаковая одежда для детей и родителей Грамматические упражнения к теме «Семья»
1. «Один — много» (с мячом).
—
Я называю одного человека из семьи, а вы мне в ответ назовете их много и
вернете мне мяч. Например, мама — мамы-ы-ы, папа — папы-ы-ы. Понятно?
2. Задание для проведения организационного момента:
— Сначала пусть сядут только те дети, которых дома кто-то называет сестричкой.
— Затем пусть сядут только братики.
— Теперь могут занять свои места те, кого дома называют внучкой или внуком.
— Сейчас могут сесть дочки и сыновья.
—
Все дети сели? Скажите, кто называет вас такими разными «именами»:
дочки? (мамы и папы), сыновья? (тоже мамы и папы); внуки и внучки?
(бабушки и дедушки); брат, сестра?
— А кто же из вас может называться племянником? Племянницей? Кто же может вас так называть? (Дяди и тети.)
3. «Посчитаем до...»
—
Давайте посчитаем, сколько в нашей группе есть дочек (или дочерей):
одна дочка, две дочки, три дочки, четыре дочки, пять дочек (или дочерей,
если считать слово «дочь»).
4. «Ласковое имя» (можно проводить, как и первую игру, с мячом).
— Я назову человека из семьи, брошу каждому по очереди мяч, а вы мне назовете этого человека ласково и вернете мне мяч.
Например, мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
5.
«Кто за кем?». На закрепление в речи слов, обозначающих семейные
отношения и уточнение предлогов, изменение существительных в форме
творительного падежа единственного числа.
(По аналогии — «Предметный тематический ряд» по сказке «Репка»).
Сюжетная картинка «Поход».
— Предложил однажды папа всей семье отправиться в поход. Мы собрали рюкзаки и пошли друг за другом.
— Дети, расскажите, кто за кем шел по лесной тропинке?
Шли они дальше по лесу густому, через бурелом и разбрелись. А когда вышли на поляну, получился совсем другой ряд
(строй);
— Дети, расскажите, кто перед кем идет в этом ряду?
Таким
образом можно предложить детям продолжить и закончить рассказ, меняя
героев местами и объясняя, кто за кем, кто перед кем, кто между кем шел в
ряду.
Продолжением игры может стать игра «Поход» на прогулке,
где дети пересказывают и имитируют героев придуманного ими рассказа,
дополняют его и закрепляют понятия, отражающие пространственные
отношения.
6. «Где чьи вещи?» На образование притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих родственные отношения.
На материале дидактической игры «Где чьи вещи?» или «Кому что подарить?»:
— Букет подарили маме — теперь букет чей? (Мамин.)
— Спицы отдали бабушке — спицы чьи? (Бабушкины.) И т. д.
Речевые упражнения «Прощание перед отъездом».
Цели: учить проявлять
добрые чувства к близким людям при помощи добрых слов, которые принято говорить перед расставанием.
1. Этические установки.
— Близкие люди должны быть внимательными друг к другу. Они заботятся друг о друге даже на расстоянии.
Послушайте, как это бывает обычно (читаем текст):
Мама и папа закрывают чемодан:
—
Дети! Пора собираться. Мы уезжаем в отпуск. Сначала полетим самолетом в
Санкт-Петербург. Там сядем на теплоход и будем путешествовать по морю.
Прощайтесь с бабушкой, дедушкой и дядей! (Все стали прощаться.)
Бабушка. До свидания, мои дорогие. Желаю вам хорошо отдохнуть, окрепнуть. Скорее возвращайтесь. Я буду очень скучать!
Дедушка. Счастливого пути! Будьте здоровы! Ведите себя хорошо. Слушайтесь папу и маму.
Дядя. Разрешите и мне попрощаться. Желаю вам всем весело провести время. Пока!
Мама. До свидания! Спасибо за добрые пожелания, не волнуйтесь за нас. Мы сразу же по приезду на место позвоним вам.
Папа. Счастливо оставаться! Не скучайте без нас.
Нюша и Федя обнимают бабушку, дедушку и дядю: «До свидания! Не скучайте! Мы скоро приедем!»
2. Беседа.
—
Как бабушка обратилась к своим родным перед отъездом? Как вы понимаете
слова «мои дорогие»? (Это значит близкие сердцу, любимые, милые.)
—
Почему бабушка просит родных возвращаться скорее? А вы скучаете по
своим родным и близким, когда они уезжают? Какие чувства вы испытываете,
когда долго нет мамы, папы, бабушки, брата?
— Вы заметили, что каждый член семьи прощается по-своему? Давайте повторим слова прощания!
— Какие пожелания отъезжающим вы запомнили? А что вы пожелаете Нюше и Феде?
3.
Как же вы прощаетесь со своими родителями с утра в детском саду? Кто
плачет громче всех? Кто капризничает и требует от мамы или папы не
уходить или купить что-нибудь вкусное?
— А как надо прощаться на
целый день, чтобы родители с легким сердцем могли спокойно пойти на
работу? Как с утра поднять им настроение?
Дети придумывают самостоятельные варианты поведения, наиболее интересные можно проиграть в группе.