Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

На первом году жизни малыш развивается так быстро, что порой не замечаешь изменений, произошедших в его поведении не только в течение дня, но даже недели.


В этой статье рассмотрим как развивается ваш ребенок на первом году жизни, какие умения и навыки он приобретает. Помните, что время приобретения этих умений и навыков у каждого ребенка индивидуально. И ваш малыш не исключение!

развитие крупной 
моторики

ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ МАЛЫША В ОТВЕТ НА ЗВУКОВОЙ СИГНАЛ

От рождения до 5 недель: Широко раскрывает глазки, моргает, шевелится во сне или просыпается, вздрагивает.

От 6 недель до 4 месяцев: Широко раскрывает глазки, моргает, ищет глазами источник звука, замирает. К 4-м месяцам поворачивает голову в сторону источника звука.

4-7 месяцев: Поворачивает голову в сторону источника звука, прислушивается.

7-9 месяцев: Определяет местонахождение звука, издаваемого сбоку и снизу.

9-13 месяцев: Определяет местонахождение звука со всех направлениях: сбоку и снизу, спереди и сзади.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

От рождения до 3 месяцев: Прослеживает передвижение предметов в горизонтальном и вертикальном направлении. Смотрит в глаза взрослому. В 3 месяца улыбается взрослому.

4-6 месяцев: Смотрит на свои руки, соединяет их по средней линии тела. Внимательно следит за объектами, видит отдаленные предметы.

7-10 месяцев: Сформировано бинокулярное зрение. Замечает мелкие предметы, например, крошки хлеба, хватает их кончиками пальцев.

1 год: Узнает людей на расстоянии. Рассматривает предметы. Начинает интересоваться картинками в книжках.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1 месяц: Действует хватательный рефлекс. Ладонь преимущественно закрыта.

До 2 месяцев: Производит руками хватательные движения. Протягивает руки, но не может дотянуться до предмета и схватить его.

2 месяца: Ладошки чаще слегка раскрыты. Сохраняет­ся хватательный рефлекс.

Конец 2-го месяца: Ладонь полураскрыта. Протягивает руку к предмету, Который находится в поле зрения.

3 месяца: Дотягивается и ударяет по игрушке, но не может схватить ее, промахивается.

Конец 3-го месяца: Ладошки чаще полураскрыты. Начинает играть со своими руками. Тянет игрушки в рот.

4 месяца: Стремится дотянуться до предметов, которые находятся в поле зрения. Может периодически схватывать предмет после касания. «Загребает» предмет, а не берет рукой, держит его, прижимая согнутыми пальцами к ладошке.

5 месяцев: Кисть раскрывается. Дотрагивается до иг­рушки, берет ее сначала одной рукой, за­тем другой и рассматривает.

6 месяцев: Дотягивается до предмета и схватывает его всей рукой. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Если предложить другую игрушку, он роняет пер­вую, чтобы взять вторую. Берет предметы указательным и большим паль­цами снизу.

7—8 месяцев: Хватает каждой рукой по предмету и непродолжительное время держит их. Может держать кольцо пальцами, не касаясь ладони. Хватает предметы обеими руками и непродолжительное время держит их. Держит кольцо только пальцами.

8—9 месяцев: Когда предлагают еще одну игрушку, не роняет пер­вую, а держит обе в руках или откладывает первую иг­рушку в сторону. Намеренно роняет предмет.

10 месяцев: Осваивает пинцетный захват. Может ударять пред­метами друг о друга, если держит их в руках.

11—12 месяцев: Захватывает маленькие предметы подушечками большого и указательного пальцев (щипковый захват).

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

Новорожденный: Не может поднять голову, лежа на спине. Тонус мышц повышен.

Конец 1 -го месяца: Поднимает голову, чтобы взглянуть на окружающие предметы. Тонус мышц повышен. Тело находится пре­имущественно в согнутом положении.

Конец 2-го месяца: Поднимает голову и на короткий миг удерживает ее (на высоте около 5 см над подстилкой). В положении сидя держит голову неуверенно и не­продолжительное время. В положении лежа на спине энергично двигает то од­ной, то другой ножкой.

Конец 3-го месяца: Опираясь на руки, удерживает голову прямо дольше 1 минуты. В вертикальном положении (на руках у мамы) голова не отклоняется назад.

Конец 4-го месяца: В положении лежа на животе поднимает голо­ву и грудную клетку. С помощью взрослого перекатывается с живо­та на спину. При поддерживании под мышки опирается на кончики пальцев ног.

Конец 5-го месяца: Лежа на животе, опирается на ладони. Активно переворачи­вается с боку на бок и с живота на спи­ну. При поддерживании под мышки ненадолго переносит всю массу тела на ноги.

Конец 6-го месяца: Лежа на животе, опирается на одну руку, а другой тянется к игрушке. Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на спине, играет со своими ногами, при­подняв голову. Крепко держится за пальцы при подтягива­нии в сидячее положе­ние и пытается тянуться вверх, чтобы сесть. Сидит с небольшой помо­щью. При поддерживании под мышки вытягивает ноги и «танцу­ет» на носочках.

Конец 7-го месяца: Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на спине, играет со своими ногами. Может самостоятельно подтянуться, держась за паль­цы взрослого, чтобы сесть. Сидит неуверенно, сильно балансирует, наклоняясь вперед. Может стоять на ногах несколько секунд, если под­держать за руки.

Конец 8-го месяца: Ползает по-пластунски (как тюлень) назад. Из положения лежа на животе пытается сесть, сгибая ноги и поворачивая туловище. В сидячем положении может удерживать равновесие. Короткое время сидит без поддержки, опираясь на руки. Пытается самостоятельно подтянуться, чтобы встать. Стоит с поддержкой.

Конец 9-го месяца: Ползает по-пластунски вперед и вокруг своей оси. Сидит продолжительное время, хорошо удерживает равновесие. Самостоятельно встает, если придерживать за руки. Стоит на всей ступне, активно поднимает одну ногу.

Конец 10-го месяца: Ползает на четвереньках вперед и назад (пятясь). Раскачивается, стоя на четвереньках. Сидит с прямой спиной, ноги вытянуты. Хорошо сидит на стуле. Держась за мебель или прутья манежа, подтяги­вается вверх, чтобы встать. Стоит, если может креп­ко держаться. Делает первые шаго­вые движения на ме­сте и в сторону.

Конец 11 -го месяца: Активно ползает на четвереньках. Хорошо сидит. Ходит боком, придерживаясь за прутья манежа и мебель. Идет вперед, когда ему подают обе руки.

Конец 12-го месяца: Уверенно сидит. Идет вперед, поддерживаемый за одну руку. Начинает самостоятельно ходить.

НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УМЕНИЙ

В 1-2 месяца: В этот период движения языка, губ и нижней челюсти мини­мальны, так как особых усилий, чтобы протолкнуть жидкость и проглотить ее, не требуется. Язык принимает форму чашечки, движения его направлены вперед-назад. Губы имеют округлую форму и не очень сильно обхватывают сосок или со­ску. Молоко всасывается за счет отрицательного давления во рту, которое созда­ется при помощи комочков Беша, расположенных в щеках. Поэтому щечки у младенцев пухлые и плотные. Когда ребенок начинает принимать плотную пищу, щеки становятся мягче и тоньше.

В 2—4 месяца: Ребенок может поднимать голову и непродолжительное вре­мя удерживать ее, начинает есть мягкую (протертую) пищу. В этот период движе­ния языка, губ, щек, нижней челюсти во время приема пищи становятся более разнообразными и устойчивыми. В процесс сосания включается центральная часть губ. Теперь губы хорошо удерживают сосок или соску, препятствуя вытека­нию жидкости изо рта.

В 45 месяцев: Ребенок лучше удерживает голову, положение тела стано­вится более стабильным — это способствует развитию навыков кормления. Ма­лыш продолжает сосать, но уже умеет проглатывать более густую жидкость или мягкую пищу. Ребенок осваивает новые движения языка и губ. Для того чтобы проглотить более густую жидкость, малыш двигает языком вверх и вниз. Нижняя губа начинает выдвигаться вперед, чтобы поддерживать ложку или край чашки при приеме жидкости.

В 6 месяцев: Ребенку можно давать сухое печенье или сушку. В этом возра­сте он учится жевать. Малыш тянет сушку в рот, водит ею по деснам, сжимает гу­бами, рассасывает и пытается глотать, но еще не может откусить. Это период подготовки к приему твердой пищи. Движения языка становятся более разнооб­разными: он начинает двигаться вправо—влево и назад (в глубь рта).

От 7 до 9 месяцев: Ребенок учится принимать протертую и некоторые виды твердой пищи. Он приобретает новые умения: ест протертую пищу с ложки, куса­ет твердую пищу (печенье, сухарики), удерживает пищу во рту, пьет из чашки, ко­торую держит взрослый. Движения губ, щек, языка и челюсти становятся более координированными и разнообразными, помогая малышу откусывать, разжевы­вать и проталкивать пищу, чтобы проглотить ее.

В 10—12 месяцев: Ребенок может держать твердую пищу в руке, откусывать кусочки, разжевывать их, продвигать в глубь рта и проглатывать. Язык может дви­гаться вправо-влево, отодвигаться назад (в глубь рта), подниматься и опускаться. Лучше не делать массаж щек, губ и языка, если у ребенка возникают про­блемы с приемом пищи. Во время мас­сажа эти органы не совершают никаких естественных движений: они пассивны. К тому же вы можете просто навредить малышу. Помните, что любая стимуляция артикуляционных органов здорово­го ребенка раннего возраста должна быть основана на естественных движениях во время приема еды и питья.

ДЕЙСТВИЯ И ИГРЫ С ИГРУШКАМИ

3-5 месяцев: Тянет предметы в рот. Трясет погремушками, колокольчиками.

6-8 месяцев: Бросает игрушки и смотрит, как они падают, роняет и поднимает их.

8-10 месяцев: Играет в ладушки.

10-12 месяцев: Открывает и закрывает крышку коробки. Вынимает игрушки из коробки и кладет их обратно. Катает мячик.

10-13 месяцев: Сжимает резиновые игрушки, чтобы извлечь звук. Подражает знакомым действиям мамы.

10-14 месяцев: Играет с куклами.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1-2 месяца: Кричит и издает слабые звуки перед приемом пищи.

2-3 месяца: Издает звуки, когда с ним говорят. Пользуется голосом для выражения эмоций.

3-4 месяца: Радуется, когда взрослый берет на руки. Узнает близких.

3-5 месяцев: Пытается привлечь внимание взрослых лепетом и улыбкой.

3-6 месяцев: По-разному реагирует на посторонних и знакомых людей.

4-7 месяцев: Тянется к знакомому человеку.

4-8 месяцев: Улыбается, когда взрослый делает смешную гримасу.

5-9 месяцев: Смеется, когда взрослый делает смешную гримасу.

6-8 месяцев: Пытает привлечь внимание взрослого, протягивая к нему ручки.

6-9 месяцев: Реагирует на игру в прятки (ку-ку).

7-9 месяцев: Может повторять ма-ма, да-да.

7-11 месяцев: Плачет, когда отбирают игрушку.

8-11 месяцев: Хнычет или плачет, когда ругают.

9-11 месяцев: Сопротивляется, когда взрослый или другой ребенок пытается отнять игрушку. Протягивает игрушки маме, если она попросит.

9-12 месяцев: Обнимает маму, показывая этим свою любовь.

10-12 месяцев: Указывает на предмет, который хочет взять. Хлопает в ладоши, когда просят.

12-15 месяцев: Подражает выражению лица взрослого. Пытается повторять слова.

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Возраст
ребенка

 Вес,
 кг

Рост,
см

Окружность
головы,см

Окружность
груди, см

Новорожденный

3,3−3,5

50−51

34−36

32−34

1 месяц

4,1−4,3

53−54

36,6−37,8

36,0−36,3

2 месяца

5,0−5,3

56−58

38,4−39,0

38,1−39,0

3 месяца

6,0−6,3

59−61

40,0−40,9

40,0−41,3

4 месяца

6,5−6,9

62−64

41,0−41,9

41,8−42,0

5 месяцев

7,4−7,8

64−68

42,2−43,2

43,0−44,3

6 месяцев

8,0−8,7

66−70

43,2−44,2

44,3−45,5

7 месяцев

8,3−8,9

68−71

44,0−44,8

45,0−46,4

8 месяцев

8,5−9,5

70−72

44,3−45,4

46,0−47,2

9 месяцев

9,3−9,9

71−73

45,3−46,3

46,7−47,9

10 месяцев

9,5−10,4

72−74

45,6−46,6

47,0−48,3

11 месяцев

9,8−10,5

73−75

46,0−46,9

47,7−48,7

12 месяцев

10,1−10,7

74−76

46,0−47,2

47,7−49,0

1,5 года

11,1−11,5

80−82

47,3−48,8

49,4−50,5

2 года

12,3−12,7

84−86

48,3−49,4

50,4−51,5

2,5 года

13,9−14,3

93−94

48,9−50,0

51,4−52,3

3 года

14,7−15,1

95−96

49,3−50,4

52,3−53,2


momy-child.ru

В избранное