Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продолжение методики работы с неговорящими детьми по Датешидзе


Продолжение методики работы с неговорящими детьми по Датешидзе

Сегодня в рассылке продолжение программы работы с неговорящими детьми раннего возраста по Датешидзе

Всего в этой программе 10 разделов, а именно:

1. Развитие импрессивной речи.
2. Формирование экспрессивной речи.
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие слухового восприятия.
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Развитие зрительного воспрития.
8. Развитие графических навыков.
9. Развитие просодической стороны речи.
10. Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП)

Первые пять были рассмотрены в прошлом выпуске рассылки 


6. Развитие артикуляционной моторики

Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Пример артикуляционных упражнений декабря (губные звуки М,П,Б)

Захват губами салфетки. Лопающиеся пузыри (взрывное движение губами).
Блок «Домик — заборчик — целуем мамочку»
«Барабанчик» (взрывное движение губами с голосом).
Блок «Домик—заборчик—бублик».
«Блинчики»: «ПА-ПА-ПА» (ударяем верхней губой по спинке языка, лежащего на нижней губе)

7. Развитие зрительного восприятия

У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета — к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.

Основные задачи:
1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» — одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» — по торчащим ушкам).
3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «Кто в вагончике?»).
6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.


8. Развитие графических навыков

Приведу интересные факты, говорящие о неоценимой пользе раннего формирования элементарных графических навыков

Что может ребенок раннего возраста:

15 месяцев — момент, когда он начинает держать фломастер или карандаш (чаще в кулаке) и оставлять «след» на бумаге.

18 месяцев — след от карандаша служит стимулом, поддерживает желание увлеченно черкать. Наличие спонтанного черканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш, бумага и результат черканья.

21 месяц — ребенок черкает в пределах места. Это первый шаг в овладении доизобразительной деятельностью. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако новый момент состоит в том, что черканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах места (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Так спонтанная деятельность постепенно превращается в регулируемую.

24 месяца — подражая, ребенок проводит вертикальные и горизонтальные линии. Он выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить линии отдельно. Их много или мало, но важно, что такая способность появилась. Умение малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать своей рукой то же, что делают другие. Рука его формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Ребенок проводит замкнутую кривую линию. Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности. Замкнутую кривую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения.

36 месяцев. Ребенок рисует круг, яблоко, мяч и т. д. Он наполняет изображения конкретным смыслом. Основное значение показателя состоит не в умении проводить замкнутую кривую линию, а в способности понять, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира и обозначить их словами. Речь и рисование взаимно дополняют друг друга.

Как известно, глагол «калякать», в частности, имеет значение «говорить, болтать». Итак, очень важно, что ребенок говорит в процессе рисования. Его рисунки таят в себе целую цепь ассоциаций, образов, понятных ему и интересных для взрослого. У ребенка с речевым недоразвитием, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. Таким образом, формируя и воспитывая навыки рисования, мы занимаемся коррекцией речевого дефекта.


9. Развитие просодической стороны речи

Просодия — общее название для таких свойств речи,  как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Игры и задания на развитие просодики естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

Например:
1. Лексическая тема: человек, кукла как модель человека; вызываемый звук — А. На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол». Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А». Взрослый: Споем куколкам ЛАСКОВУЮ песенку.
Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на длительном речевом выдохе.

10 Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП)

Задачами этого раздела коррекционной работы являются: формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.
1. Эталонные формы:
а) объемные (куб, шар, кирпичик, призма, конус, цилиндр);
б) плоские (круг, квадрат, треугольник, овал).
2. Эталонные величины:
а) большой — маленький, длинный — короткий, высокий - низкий, больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже;
б) сопоставление по величине трех-четырех предметов с разницей от ½ до ¼ от каждой предыдущей величины.
3. Эталоны цвета: дети узнают и соотносят красный, желтым, зеленый, синий, черный, белый, розовый, фиолетовый, оранжевый цвета.

Дети должны научиться сравнивать множества: один много, один — два, один — два — три.
Очень важны игры на обобщение признака: «отбери все красные фигуры», «отбери все большие фигуры», «отбери все квадраты».
Труднее дается детям обобщение на основе функции: «выбери тех, кто живет в лесу» (из фигурок животных).
Работа по формированию математических представлении тесно связана с работой по воспитанию навыков конструктивного и ориентировочного праксиса.

В следующих выпусках рассылки вспомним другие методики реабилитационной и логопедической работы с неговорящими детьми.

А сейчас я хочу, пользуясь правом автора рассылки, рассказать о настоящем мужчине нашего времени, о мужской родительской любви, о человеческом в человеке.

Видео, где рассказывается о судьбе отца и сына 

Это Валерий Шпица, отец 8-летнего Артёма Шпица, у которого тяжёлая форма ДЦП.
Мальчик, благодаря помощи добрых людей и, конечно, своего отца , проходит 2-ой курс реабилитации в Китае.
Валерий – очень сильный человек, выхаживает сына один и верит только в помощь неравнодушных людей, но не государства, к сожалению.

С сайта: Валерий «работает неполный рабочий день, с Артемом сидят знакомые, соседи, имеется задолженность по квартплате , пособие по инвалидности очень маленькое и не покрывает всех затрат на лечение и реабилитацию мальчика .. Мать Артема никакого участия в воспитании и содержании Артема не принимает…Отцу нет возможности работать полный рабочий день.. Мальчик требует повышенного внимания и опеки...Рассчитываем на Ваше сострадание, милосердие и благотворительность...Будем рады любой помощи....»

Пожалуйста, все подробности о лечении Артёма можно найти на сайте 

Надеюсь, и среди нас, дефектологов, найдутся неравнодушные, имеющие возможность помочь отцу и сыну.

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное