Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Методика работы Датешидзе с неговорящими детьми и он-лайн встреча-чаепитие


Методика работы Датешидзе с неговорящими детьми и он-лайн встреча-чаепитие

Дорогие друзья, поздравляю вас с наступившим Новым 2013 годом! Хочется пожелать, чтобы те знания, которые мы получаем во всемирной паутине, становились верными помощниками в нашей такой нужной работе и несли реальную помощь нашим детям.

С сегодняшнего выпуска я начинаю вспоминать различные логопедические методики работы с неговорящими детьми.

Вспомним достаточно известную среди логопедов-практиков методику Датешидзе Т.А, а также познакомимся с материалами логопеда Новиковой-Иванцовой Т.Н., которая уже более 30 лет работает с неговорящими детьми, формируя их языковую систему с нуля.

Итак, система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) 2-3 лет по Датешидзе Т.А. (Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития.— СПб.: Речь, 2004. — 128 с.)

Дети с ЗРР, как правило, имеют отягощённый неврологический статус. Их речевое и психомоторное развитие заметно отстаёт. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Также данная система будет интересна родителям 1,5 -2-летних детей для стимуляции их психоречевого развития. Заботливые родители смогут найти в пособии логопеда-практика большое количество рифмовок для развития подражательной деятельности малыша, найдут там наглядный материал для вызывания звуков русского языка, подробное планирование работы по развитию различных сторон речи и мышления двухлеток.

Автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.

Т.А. Датешидзе предлагает включать в занятия такие разделы:
1. Развитие импрессивной речи.
2. Формирование экспрессивной речи.
3. Развитие общей моторики.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие слухового восприятия.
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Развитие зрительного воспрития.
8. Развитие графических навыков.
9. Развитие просодической стороны речи.

10. Пропедевтика элементарных математических представлений (ЭМП)

По каждому разделу программы в пособии приводится понедельное планирование.

Сегодня в рассылке рассмотрим первые 5 разделов программы. 

1. Формирование импрессивной речи
Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы.
Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.
Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет — мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала — машина приехала, пальто застегнули — расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал — Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит — летят).
Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи: день — ночь; много — мало; высоко — низко; длинный(ая) — короткий(ая).
Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами:
∙ рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) — рисуем короткую дорожку;
∙ на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) — на маленькой тарелке мало ягод и т. д.
∙ Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

2. Развитие экспрессивной речи, куда входит работа с каждым отдельным звуком, фонетическая ритмика (в данном случае проговаривание звука с одновременным движением рук), договаривание слов в небольшой, понятной для детей истории. В пособии приводится наглядный материал для вызывания и отработки звукоподражательных и простых слов.
Пример фонетической ритмики, соединения произношения и движения:
— «А»: широко разводим руки вперед — в стороны.
— «У»: плавное движение обеих рук вперед.
— «О»: плавное движение обеих рук в стороны — вверх.
— «И»: плавное движение обеих рук в стороны.
— «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
— «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Звук Н в слияниях
— НА-НА-НА — хлопки перед собой.
— НО-НО-НО — хлопки над головой.
— НУ-НУ-НУ — хлопки вытянутыми вперед руками.

— Дифференциация Т—Д
— ТА-ТА-ТА — ДА: движения кистями — хлопок.
— ТО-ТО-ТО — ДО: движения кистями — хлопок.
— ТУ-ТУ-ТУ — ДУ: движения кистями — хлопок.

3. Развитие общей моторики. Подражательные игры с движением рук, ног, туловища.
Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Примеры игр:
Ладошки

Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло?
Крыша вышла.
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше,
Поскорее помаши.
Что же вышло?
Птички вышли.
Птички очень хороши.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.

Бежит ручеек
Бежит ручеек, Воспитатель кладет два
Журчит ручеек. параллельных шнура.
Как же нам пройти,
Воду обойти?
Дети через ручеек скок! Дети перепрыгивают ручеек

4. Развитие мелкой моторики с пальчиковой игрой и игрой с мелкими предметами.

Примеры пальчиковых игр:
Соединять соответствующие пальцы на руках:
Повстречались два котенка, мизинцы,
Два щенка, безымянные,
Два поросенка, средние,
Два ягненка, указательные,
Два теленка. большие.


Дарики-дарики,Помахивать руками.
Злые комарики.
Вились, кружились, Вращательные движения руками
В носик вцепились Указательными пальчиками
(в щечки вцепились, нажать на ту часть тела,
в лобик вцепились...). о которой говорится в тексте.

5. Развитие слухового восприятия
Игры распределены в порядке усложнения в соответствии с лексическими темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки.
Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
— долгие — короткие;
— высокие — низкие;
— громкие — тихие.
Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» - «НАНА», «БАМ» - «БОМ».
Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» — «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА— БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»).
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

Продолжение методики Датешидзе Т.А. в следующем выпуске.


А сейчас я хотела бы проанонсировать интересный вебинар с опытным логопедом (опыт работы с неговорящими детьми более 30 лет).

Это он-лайн встреча "Чаепитие с Новиковой-Иванцовой Т.Н.", которая состоится предположительно в конце января (точная дата будет известна тем, кто запишется на  эту встречу)

Новикова-Иванцова Тамара Никифоровна- автор методики, Заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, директор ГОУ специальная (коррекционная) начальная школа–детский сад V вида № 1708 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва. Излагаемые методики отработаны с детьми, имеющими сложную структуру дефекта c ведущей речевой патологией, окончательно апробированы с 2000г. в ГОУ № 1708.
Данный вебинар совершенно бесплатный, все подробности можно узнать на страничке сайта Logosystem.ru

Также Тамара Никифоровна проводит платный курс "Методы формирования языковой системы у неговорящих детей" (МФЯС)

Первые 4 занятия в свободном доступе 
Проект Logosystem.ru  направлен в первую очередь на повышение качества практических навыков специалистов-логопедов при работе с неговорящими детьми. Но также открыт и для всех заинтересованных родителей, продвинутых бабушек и дедушек, неравнодушных к речевым проблемам детей. Начальные этапы работы доступны каждому родителю.

На самом деле, с момента моего последнего посещения этого ресурса там появилось море информации и видеозаписей с вебинаров и консультаций.
Так что я пошла всё это изучать!) До встречи!
 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное