Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Слуховой гнозис и его диагностика на уровне слов


Слуховой гнозис и его диагностика на уровне слов

 В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Слуховой гнозис и его мозговая организация.
2. Нейропсихологическое обследование слухового гнозиса на уровне слов.
3. Полезные логопедические сайты.

 

Слуховой гнозис и его мозговая организация

Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Такое восприятие обозначается как сукцессивное.

Следовательно, слуховые сигналы требуют сукцессивного анализа и синтеза последовательно поступающих акустических раздражителей. Это отличает его от тактильного и зрительного гнозиса, организованных не во времени, а в пространстве Пространственные стимулы воспринимаются не последовательно (сукцессивно), а одномоментно. Одномоментное восприятие обозначается как симультанное.

В силу сукцессивности овладение слуховым гнозисом требует умения раздельного (дискретного) «отслеживания» элементов ряда. Восприятие какого-либо из фрагментов слуховой информации не обеспечивает ее понимания в целом. В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, например, мелодий, слов.

Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы:

а) восприятие речевых звуков;

б) восприятие неречевых звуков.

Важно учитывать, что слуховое восприятие, как и другие высшие формы гнозиса, является активным процессом, включающим в свой состав и моторные компоненты (имитация и пропевание — для освоения неречевых шумов и развития музыкального слуха; проговаривание — для развития речевого слуха).

Наиболее важное для человека речевое слуховое восприятие организовано в фонематическую систему, формируемую в системе данного языка. Фонема (единица речевого акустического восприятия) является основной смыслоразличительной единицей речи.

Слуховой гнозис делится на речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Корковыми концами слухового анализатора являются различные по иерархии области височных долей мозга: 41, 42 поля — первичные проекционные зоны. Зонами слухового гнозиса являются 22-е поля обоих полушарий.

Левая височная доля, являясь речевой, осуществляет сложные ерации восприятия речи за счет способности к декодированию . нематического состава слова. Правая височная доля отвечает за неречевые звуки, включая музыкальные. На это указывали Е.П. Кок и Д. Кимура. В частности, правый висок, по их данным, является ведущим в расшифровке сходной с музыкальной просодической (интонационной) стороны высказывания, а именно, общих звучаний слов (абрисов).

Патология, возникающая во вторичных зонах левой височной доли (22-е поле), вызывает нарушения прежде всего импрессивной стороны речи, т.е приводит к трудностям понимания речи. В силу тесных связей с речедвигательными зонами, при речевой слуховой агнозии системно страдает и экспрессивная речь.

 

Весенний период в детских садах - время массового логопедического   обследования. По его результатам ребятам будут рекомендованы те или иные занятия по развитию речи (зачисление в логопедическую группу либо на логопункт).

Поэтому давайте подробнее остановимся на методиках обследования речевой функции.

Если ребёнок совсем не говорит, то необходимо начинать обследование имперссивной речи с выяснения, узнаёт ли ребёнок природные и предметные шумы, знакомые мелодии, а также узнаёт ли звукоподражания.

Подробнее об этих методиках смотрите в учебнике Т.Г. Визель "Основы нейропсихологии"  

Сегодня же мы познакомимся с нейропсихологической методикой обследования речевого слухового гнозиса на уровне слов.

Нейропсихологическое обследование слухового гнозиса на уровне слов.

Предлагается прослушать пары слов с неоппозиционными фонемами (Неоппозиционные — отличающиеся от других фонем более чем одним акустико-артикуляционным признаком)  и показать обозначаемые ими предметы (реальные или на картинках): «ПАПА-МАМА»; «РАК-МАК»; «ДАР-ШАР»; «НОГА-РОГА» и др.

Можно воспользоваться картинками, названия которых звучат похоже.

Диагностическое значение теста.

Несформированность данной функции препятствует дифференцированию слухового восприятия на смысловое (фонематическое) и собственно акустическое (фонетическое). Это обусловливает задержку речевого развития. Несостоятельность в дифференциации слов с неоднородными (гетероорганными) звуками речи при нарушениях речевого слухового гнозиса указывает на большую степень грубости дефекта, чем затруднения в дифференциации слов с оппозиционными звуками речи. Сохранность речевого слухового гнозиса свидетельствует о возможности его использования в качестве компенсаторной опоры при восстановлении фонематического слуха.

Область функциональной недостаточности в мозге.

Речевая слуховая агнозия обусловлена неполноценностью функционирования височной доли левого полушария мозга на уровне вторичных полей коры.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

Основным методом является здесь выработка способности дифференцировать звуки речи, опираясь на речевые кинестезии, звукоподражание и оральный праксис. Ребенку демонстрируют оптико-тактильные параметры произнесения звуков речи, фиксируют внимание на оптико-слуховых и смысловых ассоциациях отрабатываемых звучаний. Это осуществляется за счет теменной (постцентральной) области левого полушария, а также височных зон обоих полушарий. Если же они функционируют неполноценно, то задача осложняется.

 Примеры заданий:

  • прослушивание слов с неоппозиционными фонемами: вначале одной пары, а затем двух и трех;
  • показ предметов, организованных в пары, номинации которых отличаются неоппозиционными фонемами (РАК-МАК), а затем — однородными (ЖАР-ШАР);
  • оканчивание слов, начинающихся на слоги с неоппозиционными фонемами (НО...га-Po...ra), а затем слов, начинающихся на слоги с оппозиционными фонемами (ПА...па-БА...ба);
  • разыгрывание значений «парных слов» (с неоппозиционными и оппозиционными фонемами в ролевых играх и театрализованных действиях). Слова произносятся вначале специалистом, а затем разными игрушечными персонажами (кошкой, мишкой, обезьянкой и др.);
  • рисование и лепка предметов, с названиями в виде «парных слов».

 

И напоследок о полезных логопедических сайтах, появляющихся в Интернете:

Логопедический портал  - большое количество статей, планов-конспектов логопедической тематики, полезная информация для родителей и педагогов, возможность публикации своих наработок.

Школьный логопед - методика работы по коррекции нарушений письма и речи, программа по развитию графо-моторной координации и многое другое.

Если вы владеете информацией о полезных логопедических сайтах, но пока не очень широко известных, размещайте ссылки на них в комментариях. Заранее спасибо!

 

 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное