Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятие гнозиса и критерии психолого-педагогической диагностики


Понятие гнозиса и критерии психолого-педагогической диагностики

В сегодняшнем выпуске рассылки:

1. Понятие гнозиса и его виды.

2. Критерии психолого-педагогической диагностики.

 

1. Понятие гнозиса и его виды.

Непосредственно на базе ощущений развиваются функции, которые на языке общей психологии обозначаются как представления, а на языке нейропсихологии как гнозис, относящийся к той или иной модальности.

Появление его в человеческой психике на определенном этапе антропогенеза, т.е. в истории развития человечества, обусловлено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассоциативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга, подобно отдельным планетам в Космосе. Со временем они стали передавать информацию друг другу. Благодаря этому одни ощущения, получая подкрепления другими, а точнее, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыки — гностические. Причем над каждым анализатором надстраивался свой, специфичный для него вид гнозиса. Например, на начальном этапе знакомства, допустим, с погремушкой, ребенок, усвоив ее зрительный образ на основе соответствующих зрительных ощущении, еще не знает, что этот предмет определенным образом зазвучит (загремит), если его взять в руку и потрясти. На последующих этапах манипулирования погремушкой ребенок начинает связывать зрительный образ предмета с издаваемыми им звуками, т.е. его слуховым образом. В конце концов, услышав звук погремушки, он может отыскать ее среди других игрушек. Таким образом, зрительные и слуховые ощущения, вызываемые этой игрушкой, становятся ассоциативно связанными. В системе понятий нейропсихологии это означает, что зрительный и слуховой гнозис, имеющие отношение к погремушке, стали интегрированными.

Остановимся подробнее на термине гнозис. Он обозначает узнавание.

В истории развития философской мысли были течения гностиков, которые считали, что мир познаваем, и агностиков, проповедующих непознаваемость мира.

Принято выделять различные виды гнозиса, которые соответствуют имеющимся у человека рецепторам— периферическим частям анализаторов. Степень значимости каждого их них различна. Так, вкусовой и обонятельный гнозис гораздо менее важны для современного человека, чем слуховой, зрительный и тактильный. Между тем древнему человеку они были жизненно необходимы, выполняя важнейшие приспособительные функции. Всем известно, что человек сам изобрел способы укрыться от непогоды, сам разузнал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя и прочее.

Для этого ему были необходимы максимально обостренные тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. С появлением гнозиса часть ощущений стала притупляться или вовсе отмирать. Человек приобрел и продолжает приобретать знания, заменяющие необходимость в непосредственных ощущениях. Недаром матушка Митрофанушки из комедии Фонвизина «Недоросль» говорила: «Зачем географию изучать, если извозчики есть?»

Для современного человека наиболее актуальными остаются зрительный и слуховой гнозис. В зрительном выделяются предметный, цветовой, лицевой, пальцевый, симультанный. Однако следует помнить, что в определенных ситуациях остальные виды гнозиса также играют свою роль в психической жизни человека.

Подробнее о видах гнозиса см. в учебнике Т.Г.Визель "Основы нейропсихологии"

 

2. Критерии психолого-педагогической диагностики.

Часто на психолого-педагогических комиссиях логопеду приходится сталкиваться с проблемными детьми, имеющими не только речевые нарушения, но и задержку психофизического развития или умственную отсталось. Чтобы отграничить речевых детей от детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо помнить о критериях психолого-педагогической диагностики. Я привожу их, опираясь на материал лекции профессора кафедры олигофренопедагогики МПГУ, Забрамной Софьи Давыдовны.

Итак, каковы критерии оценки интеллектуального развития ребёнка, испытывающего те или иные проблемы в процессе начального школьного обучения или же ребёнка-дошкольника, в чьей готовности к школе у взрослых возникают сомнения.

1. Эмоциональная реакция ребёнка на сам факт обследования: напряжён или нет, ведёт себя очень свободно, лезет обниматься или плачет, кричит ещё за дверью;
При волнении, боязни, но подчинении поведение адекватное. Опосредованно это говорит об интеллекте.
Фамильярное поведение может показать человека с низким интеллектом.
При нежелании ребёнка вступать в контакт выводы делать рано, просто зафиксировать это для себя. Может быть, он боится разлуки с матерью, может быть, думает, что идёт на неприятную процедуру. Если эта реакция сильна и часто повторяется, нужно посоветовать проконсультироваться у психиатра.

2. Понимание инструкции и цели задания.
Можно в начале, не поворачивая головы, сказать: «Закрой дверь». Если не понял, то дать инструкцию с показом рукой. Если и это не помогло, то даётся наглядно-действенная инструкция (сделать самому вместе с ребёнком).

3. Характер деятельности.
Тут смотрим несколько показателей: целенаправленность, навык самоконтроля, степень использования помощи (мимика, жест, замечание «внимательней», либо организующие меры помощи), наличие и стойкость интереса к заданию, характер волевых усилий,
Дается задание «Посторой заборчик из красных (К) и белых (Б) палочек». Сначала строим последовательность КБКБКБ, затем КББКББКББ


КБКБКБ
Нормальные дети с 4 лет выполнят это задание самостоятельно.
Умственно-отсталые дети 5,5 - 6 лет, если с ними работают в детском саду, тоже понимают это задание, но им необходима помощь, дополнительная инструкция)
Дети с глубокой умственной отсталостью (имбецилы) способны справиться с этим заданием к 9-10 годам, но при постоянной помощи.

КББКББ
Нормальные дети с 5 лет справляются с этим заданием сами, но некоторые могут соскальзывать на предыдущее задание, это говорит о недоразвитии произвольной деятельности, навыков самоконтроля.
Умственно-отсталые дети (дебилы) не могут самостоятельно в 7 лет выполнить это задание, нужна постоянная направляющая помощь.
Имбецилам это задание не предлагают.

При отграничении задержки психического развития (ЗПР) от нормы даётся сочетание двух заданий: КБКББКБКББ.

Нормальный ребёнок в 7-9 лет выполняет его самостоятельно. Это говорит о сформированной произвольной деятельности и готовности к школьному обучению
Дети с ЗПР испытывают большие трудности и , как правило, его не выполняют, так как теряют в процессе работы контроль.

Далее педагог смотрит на:

4. Наличие и стойкость интереса к заданию.

5. Характер волевых усилий. Даёт ли ребёнок волевое напряжение, если работа уже надоела, закончит ли он работу.

6. Способность переноса способа действия на аналогичное задание.
Этот критери можно наглядно проследит ь с помощью методики обучающего эксперимента (по Ивановой).
Суть методики: имеется 24 карты с разными цветными геометрическими фигурами (круг, квадрат, овал, треугольник в 6 цветовых вариациях). Ребёнку предлагается продолжить раскладывание карточек по форме фигур, ребёнок раскладывает таким образом 24 карты.
Затем педагог начинет раскладывать карты по цвету фигур , предлагая продолжить то же самое ребёнку, и обращает внимание на его реакцию, насколько быстро тот перестроился на новый признак.
Потом предлагаются другие фигурки, например, карточки со звёздочками, сердечками, цветочками, мишками.
Нормальный ребёнок может уже без инструкции всё сделать сам.

7. Оценка своей работы, критичность.
Ребёнок с умственной отсталостью на вопрос «Ты всё сделал хорошо?» отвечает с улыбкой, не понимая - «Да, всё хорошо».
Ребёнок с ЗПР может и не ответить, но молчит с огорчённым лицом. То есть, чем выше интелект, тем выраженнее реакция.

На сегодня это всё. 

Комментарии и пожелания относительно тем рассылки приветствуются :)
 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное