Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные представления о ВПФ и работа с двустишиями


Современные представления о ВПФ и работа с двустишиями

В сегодняшнем выпуске рассылки:

  1. Современные представления о высших психических функциях;
  2. Особенности формирования слоговой структуры слова на материале двустиший.

Современные представления о высших психических функциях

Язык и речь, как его выражение, — очень сложные системы, требующие задействования всех высших психических функций (ВПФ), поэтому хочу подробнее рассмотреть речь с точки зрения нейропсихологии, как раз занимающейся изучением особенностей ВПФ: их психологической структуры; их мозговой локализации; различных видов их нарушений; принципов и методов их коррекции и восстановления.

Современные представления о ВПФ опираются на учение А.Р. Лурии, в котором ВПФ определяются им как сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.

Рефлекторный характер ВПФ. Это представление соответствует материалистическим представлениям о том, что любая деятельность в основе своей рефлекторна, поскольку осуществляется на основе отражения действительности. А.Р. Лурия признавал также, что ВПФ зависимы от результатов эволюции психики человека. Принципиально важным в эволюционном отношении он считал то, что отражаемая действительность предстаёт перед человеком не только в виде естественно-природных стимулов, но и в виде созданного им самим рукотворного мира – цивилизации. Оперирование объектами цивилизации делает психику человека качественно отличной от психики всех остальных биовидов. Следовательно, все неотъемлемые признаки ВПФ вытекают как из биологичности психики, так и из её социальности.

Саморегулирующийся характер ВПФ объясняется фактом самопроизвольности созревания мозговых структур и их подчинением впоследствии объективным закономерностям реализации, биологически заложенным в нервную систему человека.

Опосредованность ВПФ. Для осуществления высшей психической деятельности необходимо оперировать:

1) Предметами и явлениями окружающего мира, относящимися как к природе, так и к тому, что сотворено людьми;

2) Знаковыми, коммуникативными системами. При этом знаковые системы носят вначале внешний (экстериоризированный) характер, а со временем многие знаки, по мере их освоения, уходят внутрь (интериоризируются). Так, в период обучения словам дети активно действуют с разными предметами, особенно игрушками, при обучении счёту они пользуются пальцами, палочками, кружочками и пр. В более поздний период надобность в этих опорах интериоризируется.

И наконец, сознательность, произвольность высшей психической деятельности состоит в том, что человек может осознавать себя как отдельное явление действительности, ощущать своё «Я». Он способен оценивать свои знания, произвольно менять содержание приобретаемых умений и навыков. Такой бесценный дар, как самосознание и его следствие, произвольная деятельность, есть только у человека. Животное может быть в чём-то более умелым, но не сознающим этого, не способным сравнить себя с кем-то другим.

Социальный характер ВПФ. А.Р. Лурия признавал принципиально важным тот факт, что содержание и уровень формируемой психики определяют тем или иным образом сложившиеся обстоятельства жизни. Так, дети, растущие вне общества, вообще не приобретают ВПФ в их человеческом варианте. Это наглядно прослежено на всем известных детях маугли, воспитанных животными.

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале двустиший

Постепенно слова отработанной слоговой структуры можно вводить во фразу, как правило, в рифмованную.  Дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишиям.

Картинки и слова с необходимой слоговой структурой, а также с необходимым для автоматизации звуком можно подобрать с помощью специально разработанной программы «Автоматизация согласных». Распечатанные чёрно-белые картинки ребёнок может при желании раскрасить.

При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной картинке с двустишием: «Это киска. Она любит молоко из миски» — можно спросить: Кто это? Что любит киска? Покажи, где киска? А где миска?

Примерные двустишия:

«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина»

Это самолёт.
В нём летит пилот

Это ложка. Ложкой
Буду есть окрошку.

Захотела кошка спать.
Вот и лезет на кровать.

Мой маленький мишка
Читает мне книжку.

Укусила кису муха.
И болит у кисы ухо.

Скачать картинки к двустишиям можно в статье "Двустишья с картинками" на моем сайте.

Подробнее о формировании слоговой структуры слова см. в книге "Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи" Авторы: Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное