Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этапы усвоения языка и особенности формирования слоговой структуры слов


Этапы усвоения языка и особенности формирования слоговой структуры слов

1. Этапы усвоения языка

В настоящее время онтолингвисты говорят о последовательной смене «создаваемых» ребенком систем языка в процессе овладения языком взрослых.

Анализ психолингвистических исследований позволяет выделить три основных этапа усвоения языка. Но перед перечислением этих этапов расшифруем для себя некоторые понятия.

Кодифицированная импрессивная речь – это восприятие и понимание кодифицированной системы языка.

Кодифицированная экспрессивная речь – это воспроизведение кодифицированной системы языка.

Кодифицированная мимико-жестикуляторная речь (кинетическая) – мимика и жесты, которые используют взрослые при общении с малышом, а затем и сам малыш, причём эти мимика и жесты строго соотносятся с той или иной ситуацией (улыбка, выражение недовольства, игры в ладушки, жесты «пока», «там», «дай», «нет» и др.

Некодифицированная устная экспрессивная речь – это разного рода звуковые проявления, которые используются детьми для коммуникации и имеют значение, понятное более или менее широкому кругу близких ребенка: крик, плач, гуление, агуканье, «мычание», хныканье, вскрикивания, лепет, писк, смех, звуки-псевдослова и др.

Некодифицированная устная речь в сочетании с кодифицированной кинетической на протяжении первого этапа усвоения языка этапа выступает основным орудием коммуникации и во многом отражает поведение ребенка. Следовательно, в этой форме речи необходимо развиваются речевые функции, первичные языковые значения, зачатки синтаксиса. Иначе говоря, создается своеобразная база для усвоения кодифицированной речи. Всё это объясняет ту необычайную быстроту, с которой дети «вдруг» овладевают кодифицированной речью, факт, который так удивляет некоторых исследователей.

Итак, наша речь – это совокупность кодов:


- фонематический код делает возможным «выражение смысла в звуке» (формулировка Р.Якобсона), то есть поменяв всего один звук в слове, можно получить слово с совершенно другим смыслом. Фонемы предстают в языке в виде противопоставлений акустико-артикуляционных признаков (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость, огубленность-неогубленность, закрытость-открытость...) В русском языке насчитывается 11 таких признаков;


- лексический код позоляет группировать слова в соответствии с выработанными человечеством представлениями о классификации предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом, усваивая слова, ребёнок прежде всего должен познакомиться с наиболее простыми эмпирическими признаками предметов: формой, размером, цветом, материалом и т.п., а также с главными эмпирическими признаками - функциональными признаками этих предметов («Что делают с этим предметом?»). Слово также имеет категориальное значение, то есть относится к той или иной категории. Например, род-вид, часть-целое и т.п Слово прочно хранится в памяти лишь в том случае, если усвоены и эмпирическое, и категориальное его значение;


- морфологический код позволяет образовывать и изменять слова. Морфемы (суффиксы, префиксы, флексии) вносят в слово добавочные грамматические значения и определяют его отнесённость к той или иной части речи;


- синтаксический код позволяет соединять слова во фразу, а фразы в связное высказывание. Он является наиболее поздно формируемым и более сложным, так как требует определённого уровня развития причинно-следственного мышления. Центральным звеном фразы является предикат (действие).


А теперь этапы.


Первый этап - от 0 до 9—10 мес. – усвоение кодифицированной импрессивной речи, кодифицированную мимико-жестикуляторную речи и некодифицированной устной экспрессивной речи.


Второй этап - от 9—10 мес. до 11 лет – усвоение всех форм кодифицированной устной и кинетической речи. Этот этап, в свою очередь, включает 4 ступени.

Первая ступень (от 9—10 до 18 мес.) – начало усвоения языковой системы.

Вторая ступень (от 18 мес. до 3 лет) – овладение «ядром» языковой системы.

Третья ступень (от 3 до 5 лет) – усвоение «периферии» языковой системы.

Четвертая ступень (от 5 до 11 лет и позже) – совершенствование сложившейся языковой системы. Конечно, языковая система (а также та или иная из ее сторон) может совершенствоваться до глубокой старости; в старческом возрасте может наблюдаться ее естественный распад.


Третий этап (чаще – от 6 до 11 лет) – овладение письменной речью (чтением и письмом).

Первая ступень – овладение начальными навыками чтения (от 6 до 8 лет) и письма (от 6–7 до 9 лет).

Вторая ступень (от 8–9 до 11 лет и позже) – совершенствование навыков чтения и письма. Письменная речь, так же, как устная и кинетическая, разумеется, может совершенствоваться и в более позднем возрасте.

Литература:
1.Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, М., Астрель, 2009

 

2. Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных

Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).

Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам.

Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются).

 

И в заключение анонс новой логопедической программы  «Звуки, окружающие нас». 

Данная программа представляет собой комплекс клинико-диагностических заданий и упражнений, цель которых – развитие как слуховой и речевой функций, так и высших психических функций — внимания, памяти, мышления.

Материал программы представлен таким образом, что все предметы, явления, понятия сгруппированы по видовым признакам и могут быть обозначены в каждой группе обобщающим словом.

Характер групп охватывает большое информационное поле, работа с которым дает возможность определить объем имеющихся у ребенка слуховых, речевых и языковых представлений. Благодаря этому во время тестирования происходит обследование не только состояния активного и пассивного словаря и степени сформированности грамматических категорий, но и выявляется уровень развития связной речи, чувства языка, владения разнообразными языковыми средствами. Использование тренингового материала способствует улучшению восприятия звучной речи, понимания речи, речепроизводства в целом.

Работа с программой направлена как на развитие слухового восприятия, так и на формирование слухоречевой памяти, а также фонематического слуха на уровне, как первичного восприятия, так и на уровне восприятия языковых средств в процессе повседневного речевого общения.


ДО 12 февраля 2012 г. Вы МОЖЕТЕ успеть приобрести логопедическую программу «Звуки окружающие нас» всего за 1 тыс.руб. Предложение действительно только для тех, кто успеет заказать ДО 12 февраля.

Обращайтесь по эл. почте 89657850359@mail.ru или по тел.: (812 - Питер) 335-49-49, 89657850359 Виктория
Подробнее о программе здесь 

 

 

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное