Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Готовимся к школе

  Все выпуски  

Готовимся к школе. Внимание!


Продолжаем готовить ребенка к школе?

Очень важная, я бы сказала, самая важная характеристика интеллектуальной готовности к школе это  зрелость внимания.

Вообще внимание  это направленность и сосредоточенность сознания. Его невозможно отделить от мышления или памяти или восприятия, так как это качественная характеристика этих процессов.

Внимание называют непроизвольным если ребенок   реагирует на любой раздражитель, отвлекается на новое, яркое, движущееся.

Разумеется, для учебы в школе очень важно умение ребенка сосредоточиться на  поставленной цели. Конечно, в этом случае необходимо усилие воли. Ведь здесь придется делать не то что хочется, а то, что надо. Поэтому   формируется произвольное внимание только в результате воспитания и самовоспитания. Без вашего участия – никак! Здесь важна правильная организация деятельности ребенка.

На мой взгляд, важно каждому внимательному  родителю знать, что в коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник  очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать. Вы наверно наблюдали , как увлеченно смотрит ваш ребенок мультфильм или играет в интересную игру, не замечая ничего вокруг. Даже если вы к нему обращаетесь, он как бы и не слышит.

Способность реагировать на изменение в окружающей среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей, соединяющих ретикулярную формацию , которая вместе с органами чувств  является   первичной физиологической основой внимания.

Выделяют различные качества и характеристики внимания. объем внимания - количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Так мы запоминаем одиннадцатизначные номера телефонов, группируя их в пять групп (8-909-123-45-67).

Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй. Так если вы выучили танцевальное движение ногами, вам легче будет осваивать  движение рук. Редко кому удается с первого раза сразу освоить и то и другое, я таких, еще не встречала.

Существенным качеством внимания является его устойчивость - длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче, что возможно при условии  разнообразия впечатлений или выполняемых действий. Пока мы можем находить что-то новое и интересное, внимание к теме не ослабевает.

Еще одно важное качество внимания – это переключение внимания. Умение переходить  от одной деятельности к другой. Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

Тренировать внимание можно множеством интересных способов. Поиск  различий, лабиринты,  упражнение "парные карточки"...

Но я предлагаю протестировать внимание ребенка. Для полноты картины начните с себя, получите удовольствие и  уточните смысл инструкции.

Чаще всего при тестировании внимания используются корректурные пробы. Для деток, которые уже знают буквы  можно использовать любой текст с достаточно понятными и крупными буквами. Если ребенок еще не умеет  разбираться в буквах можно предложить  другие варианты. Важно , что  в каждом задании предлагается как можно быстрее   зачеркивать разными способами  две или три буквы или другие   составляющие корректурных проб.

Итак , к предполагаемому ниже бланку, который вы распечатаете и дадите ребенку предполагается следующая инструкция «  Как можно быстрее, зачеркни все кружочки по диагонали справа налево (лучше показать, зачеркивая кружок на отдельном листе), а звездочки обведи кружком( показываем)».

Можно добавить подчеркивание треугольника, для тех, кто постарше …

Задача, как вы поняли на время, обычно через минуту отмечают, как много успел и продолжают работать, если не все выполнил. В нашем случае важно заметить, фактор времени, как влияет или не влияет, т.е. ребенок все делает  в обычном для себя темпе.

И самое главное, сколько ошибок, сколько пропусков, сколько строчек успел сделать ваш ребенок за минуту. Психологи строят графики динамики продуктивности (в каждой серии по минуте) и сопоставляют с данными соответствующими возрасту. Наша задача путем тренировок подобными заданиями сократить количество ошибок и пропусков. В этом случае происходит тренировка внимания. Можно устроить соревнование, можно сравнивать свои результаты, замечая, как они улучшаются с каждым разом. Фантазия вам подскажет.

И еще один занимательный бланк корректурной пробы для детей еще не очень разбирающихся в буквах: ХРЮШКИ.

Здесь можно выделять разные признаки хрюшек ( улыбающиеся, безухие, с челкой или без челки), главное тот же принцип, на время, и два разных выделения признаков.

Успехов!

Если вас заинтересовала статья  заходите на сайт osidorova.ru. Буду рада видеть вас в числе моих гостей или подписчиков. 




В избранное