Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Готовимся к школе

  Все выпуски  

Готовимся к школе.Личностная готовность


В этой статье мы продолжаем знакомиться с  параметрами личностной готовности, здесь как нигде ярко  готовность соответствует  зрелости .

Вы когда нибудь пробовали незрелые яблоки? Какой бы сорт яблок вам бы не попался  они не вкусные! Их можно испечь или  сварить, но они всегда будут НЕ дотягивать до таких же,  но зрелых. Почему же любая хозяйка на рынке и в магазине придирчиво выбирает  фрукты к столу и не возьмет  незрелое, а вот своего ребенка отдаст незрелым в школу не задумываясь?! Извините, наболело!

Итак, как проявляется  личностная зрелость?

1. Умение  слушать , реагировать на действия взрослого (учителя), планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умение и способность, необходимое для успешного обучения в начальной школе. 

2. Умение налаживать контакт  с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умение, позволяющее устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Умение  правильно оценивать  свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания на практике в различных ситуациях и т д.) - то есть p;устойчивая учебная мотивация на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.

Вам, как внимательному родителю несложно оценить степень готовности своего ребенка если Вы ответить себе на следующие вопросы:

1. Слышит ли ребенок  Вашу просьбу или задание, или ему нужно несколько раз повторять? Сколько раз повторять?

 2. Умеет ли ребенок организовать совместную игру со сверстниками?Разговаривает с ними или только бегает и толкается?

3. "Теребит" ли взрослых  вопросами об окружающих его явлениях и событиях? Или играет только в свои, привычные игры и смотрит телевизор?

4. Насколько Ваш ребенок самостоятелен? Сам кушает и убирает за собой? Сам одевается?

5. Как ребенок оценивает себя, свои поступки?

Для ответа на последний вопрос я Вам предлагаю провести  тест  "Лестница" , который даст ответ о способности ребенка адекватно оценивать себя .

Нарисуйте лестницу состоящую из  7-10 ступенек  и предложите ребенку выполнить следующее задание:

"Представь себе, что всех  детей, которых ты знаешь рассадили на этих ступеньках. Их рассадили так,что самые хорошие дети оказались на самых верхних ступеньках ( покажите где это на Вашем рисунке), а самые плохие оказались на самых нижних (покажите). На средних (покажите) - ни плохие, ни хорошие.

Покажи на  какую ступеньку  ты поставишь себя? Объясни, почему?"

Интерпретация теста:

Если ребенок поставил себя на самую верхнюю ступеньку , потому что он себя считает самым-самым, он вряд ли будет способен сравнивать свои успехи с  новыми знаниями и правильными  решениями. Налицо явная школьная  незрелость. Все дело в восприятии себя на уровне дошкольника: умение увидеть себя со стороны еще не сформировалось.

 Если Ваш ребенок поставил себя на ступеньку ниже верхней и выше средней  и объяснил, почему он не такой уж идеальный, похоже, что у Вашего ребенка адекватная самооценка и  готовность к школе по этому параметру есть. Поздравляю!

А вот если ребенок поставил себя на самую нижнюю ступеньку, это очень неприятный сигнал! Кто то убедил его, что он плохой, не достоин любви, внимания, участия, а значит и школа для него не место где он сможет проявить себя  успешным, а где он готов получать  подтверждения, что он плох.. Этот случай требует срочной коррекции и помощи специалиста. Скорее всего в помощи нуждается не сколько ребенок , сколько его родители. (Состояние ребенка скорее отражение родительских проблем).

Попробуйте провести этот тест со своими  детьми . Не забудьте задать самый главный вопрос: ПОЧЕМУ, ты поставил себя сюда? Получите самый главный на этот момент ответ!

Успехов!

Продолжение следует... 


В избранное