Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дошколенок

  Все выпуски  

Дошколенок КРИЗИС ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДЕЛАТЬ?


Здравствуйте! Сегодня я хочу начать статью с письма одной мамы: "....Дочку как подменили уже около недели. Истерики, капризы, непослушание, отговорки... Весь день сегодня был испорчен ее капризами и истериками. Сколько длится этот период? За неделю мои нервы так потрепались!"

Наступает период в жизни ребенка и его родителей, когда тихие, спокойные, послушные мальчик или девочка превращаются в "монстров". Они не слушаются, капризничают, закатывают истерики, и каждый последующий скандал невозможно предвидеть, потому что наступает он неожиданно. Можно говорить о плохом воспитании ребенка, но скорее всего, здесь имеет место возрастной кризис.

Понятие кризиса  не имеет отрицательной формулировки. Кризис - это отмирание старого и появление нового. По выражению Л.С. Выготского, за негативными симптомами кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Длится кризис у детей с 2,5 до 4 лет. Границы кризисного периода зависят от психики ребенка и модели воспитания, которая принята в семье. Продолжительность и интенсивность кризиса зависит в том числе и от поведения взрослых, от того, насколько быстро и правильно они смогут определить рамки, за которые ребенку нельзя выходить.

Что на самом деле происходит? Ребенок начинает отдаляться от взрослых, пробует самостоятельно принимать решения, пробует новую модель поведения и проверяет, насколько далеко он сможет зайти. Что ему позволено, а что нет. Не секрет, что дети хорошие психологи и прекрасно знают, что и от кого они могут получить, кто и что им разрешает. Я знала одного мальчика, который по состоянию здоровья  придерживался строгой диеты. Он знал, что я не даю ни чего лишнего, и не просил; что у папы вечером можно выпросить кусочек хлеба; но он абсолютно не давал есть маме дома, требуя, чтобы она с ним поделилась, устраивал истерики, когда она готовила или ела. Часто во время кризиса ребенок выбирает кого-то одного из членов семьи, то есть ладит со всеми в семье, кроме этого человека.

Симптомы кризиса трех лет:

1. Негативизм. Ребенок делает, как угодно, только не так, как его просят. Это не значит, что он этого не хочет. Если, например, ребенок отказывается садиться за стол, это не значит, что он не хочет есть.Что делать? В данном случае плохую службу сослужит авторитарность и беспрекословность. Убираем командный тон и придумываем игру. Игра с 3 до 5 лет - это главное в жизни ребенка. Игра может быть такая: "А кто быстрее съест, ты или мишка?" Высказываем свои чувства; "Мне не нравится, когда со мной дерутся". Нужно также учитывать, что при бурной вспышке гнева ребенок не может вас услышать, поэтому, если истерика началась, и успокоить ребенка не удается, лучше оставить его в покое  хотя бы на пять минут.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем - то только потому, что он так решил, а не потому, что ему это надо. Например, просит что-то сделать, когда взрослый занят. Строгое "нет" скорее всего приведет к нытью. Лучше каким-либо образом привлечь ребенка к своему занятию. Сказать: "Давай сделаем вместе, потом почитаем". Или: "Давай мама будет разговаривать по большому телефону, а ты по своему маленькому, хорошо? Позвони кукле Кате. Узнай, пойдет ли она гулять".

3. Строптивость. "Не хочу гулять", "Не хочу сама одеваться". Нужно отвлечь ребенка от того, что он не хочет. Не концентрируем внимание на том, что идем гулять, но предоставляем право выбора: "Какие варежки ты хочешь надеть на улицу, с белочкой или с мишкой?" Если ребенок говорит, что он не пойдет гулять, потому что хочет играть, договоритесь: "Хорошо, пока я собираюсь на улицу, ты поиграешь. Потом ты будешь одеваться, ладно?". Ему хватит пяти минут, пока вы достаете уличную одежду.

4. Своеволие. "Я сам". Ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет. Он наблюдает за взрослыми, которые все делают легко, и ему кажется, что у него тоже легко получится. Нужно проявить терпение. Подумайте, когда ему еще учиться, если не теперь? Если вы куда-то собираетесь по делу с ребенком, постарайтесь запастись большим количеством времени. В остальных случаях стоит подумать: куда вы спешите?  Помогите, хвалите, поддержите: "Когда я была маленькой, у меня это тоже не сразу получилось". Если проявить терпение сейчас, это окупится в будущем: ребенок научиться самостоятельности.

Следующие три признака, могут не проявляться.

5. Протест - бунт "Не хочу одевать валенки, хочу одевать сандалии", когда вы зимой собираетесь на прогулку. Скажите: "Пойдем посмотрим в окошко. Кто-нибудь ходит в сандалиях сейчас?" Протест проявляется в частных ссорах Можно пойти на уступки в чем-то, предоставить право выбора.

6. Обесценивание. "Не нужны мне ваши книжки!" Ребенком могут обесцениваться люди, вещи, дела. Он может ломать игрушки, могут появиться бранные слова, агрессия (может ударить маму). Если такое происходит, вещи нужно просто убрать. С агрессией и бранными словами - очень жестко.  Объясняем, что нельзя, некрасиво.  

7. Деспотизм. "Властелин семьи". Деспотом может быть единственный ребенок в семье. Ребенок начинает манипулировать взрослыми, если ему не хватает внимания, если ему все разрешается. Деспотизм может также проявляться как ревность к сестрам и братьям. Ребенок тоже чувствует себя плохо. Внимательно посмотрите, возможно, в данный момент он нуждается в том, чтобы его обняли и пожалели, сказали доброе слово. Отрицательно скажется в данном случае проявление силы и агрессия. Отвлеките ребенка. Очень полезны будут игры с песком или с водой.Полезно также научить ребенка способу выплескивать гнев:  помять, порвать бумагу, нарисовать обиду, перекидываться мячиком, побить подушку, купить боксерскую грушу.

 В заключении скажу еще о нескольких "нельзя":

Ребенку трудно. Нельзя постоянно ругать и наказывать за то, что он делает.

Хвалите только за то, что он сделал. Не надо приучать к легким победам, но можно дать похвалу авансом.

Четко говорить "нет", если нужно сказать "нет". В отношении взрослого к ребенку должна быть последовательность.

В период кризиса с ребенком лучше выстраивать партнерские отношения. Играйте, проявите воображение. Придумайте несколько вариантов воздействия, на что-то ребенок обязательно среагирует. Терпения и удачи Вам. Елена Пахомова.

****

Вопросы и отзывы можно присылать по адресу: pakhoelena@yandex.ru 

 

 


В избранное