Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 24


выпуск 24

Частное мнение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Недавно я купил одну новую книгу, прочитал её. Оценил... Книга написана одним из самых известных специалистов в области мышления – Эдвардом де Боно. Называется «Думай! Пока ещё не поздно». Я с этим автором знаком уже давно. Несколько книг его изучил раньше. А вам я хочу предложить одну статью из книги, в которой автор высказывает своё мнение относительно ситуации с мышлением и относительно системы образования.

Мышление

Обучение мышлению должно стать ключевым предметом в системе образования. Нет ничего важнее мышления – для личной жизни, профессионального роста и для способности приносить пользу обществу.

Утверждение о том, что школы и так уже учат мышлению в рамках преподавания других предметов, таких как история и физика. – это очень слабый аргумент. Следует признать, что в какой-то мере мышлению действительно учат, но главным образом мышлению аналитическому.

Имеется реальная потребность в обучении широким практическим навыкам мышления. Есть потребность в обучении перцептивному мышлению, которое крайне важно и будет рассмотрено нами позднее. Есть потребность в преподавании исследовательского мышления – а не искусства спора. Есть потребность в обучении ценностному мышлению. Есть потребность в обучении поведенческому мышлению. Есть потребность в обучении креативному мышлению.

Джон Эдвардс, преподаватель из Австралии, сократил число часов, выделяемых в школах на преподавание естественных наук, и в освободившееся время стал обучать мышлению. На экзаменах по естественнонаучным дисциплинам те ученики, которые обучались мышлению, демонстрировали лучшие результаты, чем ученики, занимавшиеся исключительно естественными науками. Он также показал, что обучение мышлению позволило вдвое увеличить число учеников, получивших высшую оценку по математике. В другом отчёте, полученном из Индии, сообщалось, что обучение мышлению позволило значительно улучшить математическую подготовку школьников.

Мышление следует преподавать отдельно как самостоятельный предмет. Дети, которые не блещут знаниями по другим предметам, внезапно обнаруживают. Что они являются превосходными мыслителями, и их самоуважение заметно повышается.

Я видел множество отчётов учителей приблизительно следующего содержания: «Я думал, что Сьюзи не слишком умна, потому что она плохо училась. Но на уроках мышления она, ко всеобщему удивлению, буквально преображалась». Я получал отчёты из Китая о школьниках, которые внезапно обнаруживали, что от них ожидают умения думать, а не просто запоминать то, что они должны знать. Они воспринимали это как новый опыт, высвобождающий их силы.

Я занимался конструктивным мышлением, и именно поэтому во времена Советского Союза и коммунистической Болгарии эти страны проявляли большой интерес к моим работам. С моей точки зрения, нельзя утверждать, что коммунистические режимы отвергали мышление и новые идеи. Этого нет и в современном Китае, где правительство реализует мои пилотные образовательные проекты в пяти провинциях.

Однажды в Советском Союзе меня попросили провести урок в московской школе № 36. Сначала ученики вели себя очень тихо, но затем постепенно они поняли, что им разрешается выдвигать свои идеи, и уровень шума в классе стал быстро нарастать.

В Болгарии мне рассказали историю одной девочки из Пловдива (второго по величине города в Болгарии). Её спросили, использует ли она то, что узнаёт на уроках мышления, в своей повседневной жизни. Она ответила: «Я использую это в своей повседневной жизни постоянно. Я использую это даже в школе».

Эти слова в концентрированной форме выражают необходимость обучения мышлению школьников.

 

Выводы

Необходимо много сделать для того, чтобы улучшить систему образования. Но представляется маловероятным, что эта цель будет достигнута в ближайшее время. Во многом это обусловлено тем, что руководители системы образования были воспитаны в старых традициях и хотят их сохранить. Преемственность – вот название игры, в которую они играют.

Ситуация в образовании является классическим примером локального равновесия, при котором все элементы скрепляются вместе для сохранения их такими, какие они есть.

В то же время образование призывает брать на вооружение такое количество недолговечных модных новинок, что сопротивление любым новациям становится вполне понятным.

Даже если одна школа хочет провести изменения, она всё равно несёт ответственность за подготовку учеников к стандартным экзаменам, потому что полученные оценки будут влиять на их дальнейшую жизнь. Возможно, новая структура экзаменов станет хорошей стартовой точкой для будущих изменений – например, что вы скажете о дополнительном экзамене по навыкам мышления?

 

Это было мнение Эдварда де Боно – признанного специалиста в области мышления. Я пока оставляю это мнение без комментария. Кого интересуют подробности, пишите мне на адрес shar_zshm@mail.ru.

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное