Я обещал делать выпуски регулярно... У меня есть одна статейка, подготовленная примерно год назад. Вот её я и предлагаю вашему вниманию. В течение лета конкретных вопросов по взаимодействию с ребёнком бывает очень мало. Так что будем готовить некоторую теоретическую платформу образовательной и воспитательной деятельности... :0)
Теория таланта
Несколько слов о целях и источниках информации. Я занимаюсь развитием мышления школьников. Для того, чтобы делать дело хорошо, необходимо понимание того, что ты делаешь, или, говоря иначе, прогнозирование будущего. А для прогнозирования нужна теория. Такие процессы как мышление, обучение, творчество являются очень сложными. Для них пока не существует общепризнанной теории. По существу, серьёзное научное исследование этих процессов началось совсем недавно. Я создаю теории этих процессов по следующим причинам.
Во-первых, потому что в процессе создания теории совершенствуется моё собственное понимание. Во-вторых, этого требует практическая деятельность. В-третьих, таким образом я надеюсь помочь всем другим людям в освоении этих процессов. При этом сам я использую идеи и результаты предшественников. Я назову лишь наиболее значимых авторов: Тони Бьюзен, Эдвард де Боно, Г. Ю. Айзенк, Б. П. Никитин, В. В. Клименко.
Переходим к рассмотрению таланта. Начнём с выделения основных черт. Во-первых, талант всегда проявляется в действии. Во-вторых, своими действиями он создаёт нечто новое, оригинальное. В-третьих, в результате создания нового, решения некоторой творческой задачи, талант развивается, приобретает новые качества или совершенствует уже имеющиеся.
Как и многие другие исследователи, я полагаю, что каждый ребёнок от рождения обладает талантом. Возникает вопрос: почему же среди взрослых людей мы считаем талантливыми лишь очень немногих? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим талант в начальной стадии развития, исследуем элементарную работу таланта – простое и кратковременное действие, в котором с точки зрения окружающих нет ничего особенного. Но именно такие действия постепенно формируют талант. И в какой-то момент талант «проявляется», становится
видимым для окружающих...
Но сначала проведём анализ, рассмотрим составные части таланта. Назовём основные: мышление, чувства, воображение, психомоторика, энергопотенциал, мировоззрение. Каждая часть интересна сама по себе и заслуживает отдельного рассмотрения. При этом талант – целостный механизм, в котором все части работают слаженно, решая общую задачу.
Определение. Талант – это механизм, который преобразовывает неизвестное в новое, и в процессе этой работы совершенствует себя. Понятие таланта неразрывно связано с понятием задачи. Задачи творческой. Каждая задача имеет известное и неизвестное. К известному относится некоторый (зачастую очень большой) набор возможных действий и критерии для фиксации нужного результата (ситуации успеха). А неизвестным является правильное действие или правильная последовательность
действий. Элементарная работа таланта – выбор. Выбор правильного действия из набора возможных.
Универсальная схема работы таланта следующая. Из возможных действий выбирается одно. Но выбор действия – это ещё не всё. Действие должно быть выполнено. Выполнение действия изменяет соотношение неизвестного и известного. Талант получает обратную связь. В простейшем случае этой информации достаточно, чтобы сделать вывод, получен нужный результат или нет. Будем говорить, что сделана попытка решения задачи посредством конкретного действия. Большинство попыток не являются успешными!
Это очень важный момент. С точки зрения постороннего человека была совершена ошибка, так как нужный результат не достигнут. На самом деле ошибки не было. Получен результат. Этот результат не является решение задачи, но он – элемент опыта. А каждый элемент опыта фиксируется в памяти и мышлении. Вернёмся к схеме работы таланта. Получив обратную связь, талант делает новый выбор, уже с учётом новой информации. Новый выбор воплощается в действии и даёт новую обратную связь. И так до тех пор, пока не будет достигнут
нужный результат, до успеха. Кратко схему можно записать так: выбор – действие – обратная связь – осмысление – новый выбор - ... - действие – обратная связь – успех.
Следующий важный вопрос: почему талант не всегда может решить поставленную задачу? Ответ очень простой. Не хватает времени и энергии. Затраты на выполнение каждой попытки велики. А прилив энергии возникает, только если попытка оказалась успешной, если достигнут нужный результат. Поэтому для работы таланта необходимо наличие энергии выше некоторого фиксированного уровня (минимального уровня энергопотенциала). Если энергии не хватает, срабатывает механизм самосохранения, талант отключается. Внешне это проявляется
как утомление, апатия, нежелание что-либо делать.
Наряду с талантом надо рассмотреть и его диалектическую противоположность, назовём её внутренним автопилотом. Это механизм для выполнения всех известных действий. Заметим, что использование автопилота энергетически намного выгоднее, чем использование таланта. Поэтому подсознание человека максимально использует автопилот, и ограничивает использование таланта. Особенно это характерно для людей с пониженной энергетикой... При решении любой задачи действия реализуются через внутренний
автопилот. И в каждой задаче есть нечто неизвестное, поэтому работает талант. Два механизма работают сообща. Для характеристики задач удобно ввести коэффициент: отношение работы таланта к работе автопилота. Если значение коэффициента близко к нулю, т. е. очень мало нового, то задача называется исполнительской или репродуктивной. Если значение коэффициента сильно отличается от нуля, т. е. налицо активная работа таланта, то задача называется творческой.
Интересно рассмотреть развитие таланта в дошкольном возрасте. При наличии свободы и поддержки со стороны родителей каждый ребёнок активно и успешно развивает свой талант. Доказательством служит решение такой сложнейшей творческой задачи как овладение речью. Можно также рассмотреть умение ходить, бегать, плавать, рисовать, лепить, петь, танцевать и т. д. Почему обучение происходит так успешно? Одна из основных причин – внутреннее управление процессом обучения. Ребёнок сам ставит себе задачи, интуитивно;
и выбирает оптимальный темп обучения.
Ситуация меняется в школе. В школе программа, единая для всех. А талант у каждого ребёнка свой, уникальный. Единая программа не может быть оптимальной для каждого. С этим связана первая группа проблем. Поскольку оценивать развитие таланта очень сложно, то к этому никто и не стремится. В школе в основном оценивается работа внутреннего автопилота: знания, умения и навыки - параметры использования уже известного. Итак, вторая группа проблем – критерии, по которым оценивается деятельность ученика и учителя.
Третья группа проблем – система задач. Задачи в основном репродуктивные, исполнительские. Творческих задач очень мало. И рассчитаны творческие задачи только на сильных учеников, на тех, кто уже привык работать самостоятельно. А как развивать талант остальным?
Переходим к самой интересной теме – воздействию на талант. Основной вопрос: какие условия необходимо создать для развития таланта школьников? Первое условие и самое главное: заинтересованность родителей. Родители должны иметь намерение развивать талант своего ребёнка. Именно намерение, т. е. желание, воплощаемое в действиях. Второе условие: интерес ученика к некоторой сфере деятельности, в которой и будет происходить основное развитие таланта. Третье условие: наличие наставника, который
увлечён данным видом деятельности и имеет возможность уделять ученикам достаточное внимание.
Второе условие является «слабым требованием». Интерес можно создать. Но для этого, конечно, надо затратить время и усилия. Нелегко найти хорошего наставника. Хорошим критерием при поиске и выборе наставника является именно его увлечённость своим предметом, своей профессией. Ещё одно замечание. Эффективностьработы наставника уменьшается с уменьшением возраста ученика. Работать с младшим возрастом невыгодно! Поэтому первыми наставниками обычно бывают родители. Для ученика соотношение обратное:
чем раньше он обретает наставника, тем большего результата в развитии таланта он может достичь.
Сам по себе талант является универсальным механизмом. Он приспособлен для решения любых творческих задач. Но составные части таланта очень редко развиваются пропорционально. Обычно некоторые направления оказываются приоритетными. Приведём примеры: спорт – преимущественное развитие психомоторики; живопись – развитие чувств и воображения; танцы – развитие психомоторики и чувств; литература – развитие чувств и мышления...