Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 53


выпуск 53

Жизненная стратегия

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я решаю философские проблемы. :0) Размышляю о смысле жизни, о смысле деятельности, … о вечном. :0)

Я бОльшую часть своего времени трачу на обучение, на развитие мышления детей, школьников. Почему? Зачем? Что это даёт мне? Что это даёт детям? Может быть, надо заниматься другими вопросами? Например, зарабатывать больше денег для обеспечения семьи?

Вопросы интересные. Актуальные. И не имеющие однозначных ответов... Я излагаю свои соображения. Возможно, кто-то пожелает обосновать другую точку зрения.

Итак. Начинать надо с того, в чём смысл жизни. Хороший ответ на этот вопрос есть у С.Н. Лазарева: «Смысл жизни в накоплении Любви». Меня эта формулировка вполне устраивает. Я согласен, что основной характеристикой жизни надо считать чувство Любви, не только собственное, но и окружающих. Поэтому процессы накопления Любви и проявления Любви идут параллельно.

Есть ответ на основной вопрос. Но ответ неконструктивный. Нет возможности измерять чувство Любви непосредственно. Оно воспринимается очень субъективно. Это и плохо и хорошо одновременно. Даже нет, плохого в этом я не вижу. Это так, как должно быть. Субъективность оценки концентрирует всю ответственность за правильность жизненной стратегии на самом человеке. Вместе с тем, все возможности по улучшению собственной жизни также предоставляются самому человеку. Чтобы жить лучше, надо двигаться в правильном направлении. А правильное направление существует внутри человека. Ищите, и обрящете! :0)

Следующий вопрос: «Что есть счастье?». Мне вспоминается один замечательный афоризм на эту тему: «Счастье – это не пункт назначения, а способ передвижения». Понятие счастья также является субъективным. Но с ним несколько проще, чем с понятием Любви. Наверно, это связано с тем, что Любовь – чувство, а счастье – ощущение. :0)

Для счастья необходимо выполнение трёх условий. Первое: движение должно быть в направлении, соответствующем жизненной стратегии, т. е. оно должно увеличивать чувство Любви, в субъективном и сиюминутном понимании. Второе: движение должно быть реальным, т. е. должна достигаться некоторая ближайшая цель. Третье: на достижение цели должна расходоваться энергия. Один из интересных моментов состоит в том, что масштаб счастья определяется не масштабами цели, которые, вообще говоря, субъективны, а расходом энергии. А энергия – величина объективная! Простой вывод: чтобы испытывать большее счастье, надо расходовать больше энергии. А чтобы её расходовать, надо её иметь. Понятие энергопотенциала – величина, которая характеризует энергию человека. Я с этим понятием познакомился по книге П. Акимова и В. Клименко «О мальчике, который умел летать». В этой книге энегропотенциал рассмотрен достаточно подробно. В частности, выявлена связь энергопотенциала и мышления.

Вот и появилось в цепочке рассуждений мышление! :0) Первая причина заниматься развитием мышления – энергия. Чтобы накапливать большую энергию, надо решать сложные задачи. А для решения сложных задач требуется развитое мышление.

Все люди стремятся к счастью, но не все понимают, что такое счастье. Для многих счастье находится где-то вовне, связано с внешними условиями жизни. Для меня счастье связано с внутренним состоянием, с результативным расходом энергии, с деятельностью. Поэтому я счастлив, счастлив сейчас, а не в будущем. Ощущение счастья является почти непрерывным. Зависит оно не от внешних условий, а от умения корректировать своё мышление, своё сознание в соответствии с внешними условиями. Является ли такое состояние привлекательным для других людей? Да! Есть ли возможность передавать его другим людям? Есть, с определёнными оговорками. Для достижения подобного состояния надо корректировать мировоззрение. На изменение мировоззрения опять нужна энергия. И не только. Мировоззрение тоже связано с мышлением. Поэтому изменение мировоззрения подразумевает развитие мышления. И это вторая причина.

Причина третья: мне это нравится! Тема мышления существует в моей жизни с детства. Сначала я учился решать сложные задачи. Интересные задачи. Разные задачи. Я их коллекционировал, и коллекционировал методы решения. Через теорию математики вышел на теорию мышления, памяти и таланта. Как и в большинстве областей знания специалистов-теоретиков в области мышления единицы. Я, вероятно, не смогу назвать десяти имён. Хотя изучаю этот раздел знания больше двадцати лет. А теория нужна! Без разработки теории процесс накопления знаний идёт слишком медленно. И ещё медленнее идёт распространение полученных знаний.

Практика. Практика доказывает, что данный вид деятельности востребован. Да, есть сложности с поиском заинтересованных родителей. Основная причина – мой непрофессионализм. Я не умею быть достаточно убедительным. Учусь! :0) Есть очень много людей, у кого можно поучиться...

Но я отклонился от темы. Что ещё я хотел сказать? Несколько слов о текущем моменте. Мы живём во время кризиса. Нет, не экономического! Кризиса цивилизации. Старая цивилизация, которую можно назвать западной, умирает. Рождается новая цивилизация. Пока не очень ясно какая. Ясно, что переход в новую цивилизацию не будет простым. Он потребует больших изменений, во всём. Что может обеспечить, хоть в какой-то степени, готовность к этим изменениям? Правильное мировоззрение, ориентированное на изменения. Активное мышление. И высокий уровень энергии. По этим критериям я пока действую правильно. Я обеспечиваю будущее для себя, для своих детей и для учеников, с которыми работаю. Это моя субъективная точка зрения! Желаю, чтобы и вы могли сказать о себе то же самое!


В избранное