Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников


выпуск 10

Задачка из будущего. Решение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Пауза получилась достаточно длительная. Все, кто хотел, собственное решение задачи могли найти и предложить. Но смелых не нашлось… :0) Я предлагаю своё решение. То есть последовательно отвечаю на свои вопросы.

Как заставить всех (почти всех) студентов работать на занятиях? Заставить невозможно. Можно поставить каждого перед выбором: либо работать достаточно активно, либо заканчивать обучение в данном вузе на ближайшей сессии. При этом от меня мало зависит, кто какой выбор сделает. Может оказаться, что трудиться захотят единицы, меньше четверти группы. И я к такому развитию событий должен быть готов. Как и к любому другому…

В каком объёме требовать от них знание материала? В объёме, достаточном для решения задач, Собственно, надо требовать не знание материала, а умение решать задачи. Это вещи разные. Знание в первую очередь подразумевает работу памяти, а решение задач – мышления. Можно не знать большинства законов на память. Но надо уметь ими пользоваться. Надо иметь опыт их применения.

Какие задачи решать на семинарах? С одной стороны, наиболее типичные, с другой – наиболее сложные.

 Какие задания давать на дом, какого объёма и в какой форме? Ответ очень сильно зависит от уровня подготовки студентов и от их готовности работать. Я пока задавал по одной задаче за семинар, но задания почти индивидуальные. Задачи из стандартного задачника, взятого в библиотеке. Ответы у задач есть, а решение надо искать самостоятельно. Возможность списывания сведена к минимуму. Этим и обеспечивается ситуация выбора для каждого: либо решать, либо готовиться к отчислению.

Есть ли смысл в требовательности? Безусловно, есть! Без требовательности не будет обучения и воспитания. Для более полного ответа надо сразу рассматривать и следующий вопрос: чему студенты должны научиться в вузе? Минимально, умению самостоятельно решать поставленные задачи. Максимально, умению ставить задачи, выявляя их в жизненной ситуации. Как вы понимаете, самостоятельное решение задач – это труд, и достаточно серьёзный. Многие студенты трудиться не хотят. Они не привыкли трудиться. Они не привыкли добиваться результата и отвечать за результат. Именно поэтому их надо ставить перед выбором: либо кардинально менять свою жизненную позицию и начинать работать, либо уходить из вуза. И никакая плата за обучение не изменить эту ситуацию. Студент вуза должен уметь работать, уметь справляться с поставленными задачами. Иначе его диплом будет фиктивным.

А теперь из будущего вернёмся в настоящее. Отношение к учёбе, как и к труду вообще, в первую очередь формируется родителями, с самого раннего возраста. Математика – предмет особенный, - показательный. Если ребёнок в школе по математике имеет оценку ниже «4», значит, он не приучен трудиться. Способности тут ни при чём. А без хорошего знания математики в большинстве вузов делать просто нечего. Решение любых задач сводится к математике. Так что делайте выводы!

 

 Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное