Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников 6


выпуск 6

ШАР-ЗШМ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

За февраль месяц число читателей рассылки выросло во много раз. Поэтому есть смысл вернуться к началу и объяснить, что такое ШАР-ЗШМ, что означает «1-я неделя», и зачем всё это нужно вам, уважаемые читатели. :0)

Начну я с того, что данная рассылка имеет очень солидную предысторию. :0) Скажем так, у неё есть предок – рассылка «Обучение через исправление ошибок» http://subscribe.ru/catalog/job.education.oshibka  Так что вопросы обучения я обсуждаю достаточно давно. С ноября прошлого года у меня возникли технические сложности с ведением первой рассылки, в результате чего и возникла новая...

В декабре я объявил о создании нового проекта: Школы Активных Родителей и Заочной Школы Мышления. Я думаю, вы уже догадались, что это и есть ШАР-ЗШМ. Проект не случайно имеет двойное название. Это действительно школа для родителей и детей. Обучение тех и других идёт параллельно. В этом один из ключевых принципов проекта.

Школа Активных Родителей. Родители заинтересованы в успешной судьбе своих детей. И по логике они должны более других ДЕЙСТВОВАТЬ для достижения этой успешности. К сожалению, в реальности Активными оказываются лишь некоторые родители. По моей субъективной оценке около 10%. При этом доля Активных отцов составляет около 1%. Я не обвиняю родителей в пассивности! Многие просто не знают, что конкретно нужно или можно делать для развития ребёнка. В смысле, что ИМЕННО ОНИ могут делать. Ведь есть школы, спортивные секции, кружки и т. д. Там ребёнка чему-то научат. Я считаю, что родители должны выполнять свою часть работы по воспитанию и обучению, и хотя бы 15 минут в день заниматься с ребёнком, заниматься его развитием. У меня есть опыт такой деятельности. И я этот опыт передаю Активным Родителям. Передаю в виде уже систематизированном, готовом к применению.

Как я нахожу Активных Родителей? Правильно! Я их не нахожу. :0) Они пишут мне сами. Они ведь Активные! Но одно письмо – это ещё не доказательство активности. Оно позволяет получить первый блок материалов: «1-ю неделю». А дальше надо выполнять задания и присылать отчёты. Отчёты в первую очередь нужны не мне. Они нужны тем родителям, которые ещё не стали Активными. Я буду публиковать отчёты в этой рассылке. Если вы против публикации, указывайте это явно в письме.

Заочная Школа Мышления. Очень трудно объяснить, что такое мышление, и что такое школа мышления. Я дам определение, которое лишь немного проясняет суть дела. Мышление – это процесс постановки и решения задач, в самом общем смысле слова. Итак, мышление связано с задачами. Школа мышления подразумевает, что задач много, и задачи очень разные. И ещё задачи упорядочены. Изучать их надо в определённой последовательности.

В мышлении я выделяю две стороны. Условно я их называю «Формализм» и «Гибкость». Формализм – это знание законов, знание того, что должно получиться при заданном действии. Гибкость – это умение найти, представить, увидеть возможные действия. Формализм связан с навыками, гибкость – с творчеством. Развивать надо и то, и другое. Задачи на формализм более однообразны. Правильнее их называть примерами, а не задачами. Каждый пример в отдельности решается достаточно легко. Но для выработки навыков решать примеры надо не по одному, а блоками от 10 до 100 примеров. Чем больше размер блока, тем быстрее вырабатывается навык. В деле выработки навыков очень удобны обучающие программы. Те, кто прислали заявки на программу «Сложение 1», уже могли в этом убедиться. Может возникнуть вопрос: сколько навыков надо отрабатывать? Много! :0) Я как-то хотел подсчитать число математических навыков. Дошёл где-то до двух сотен. Дальше считать было уже лениво... :0) А ведь помимо математических навыков есть ещё и другие. Я сейчас использую около 60 обучающих программ для формирования навыков. Новые появляются по мере необходимости...

Пора перейти к гибкости мышления и творчеству. Развивать гибкость мышления существенно сложнее, чем формировать навыки. На решение каждой задачи требуется больше времени. Требуется совершать много элементарных действий, и большинство этих действий являются «ошибочными», «ненужными», т. е. не дают ощутимого результата. Возникает эмоциональная нагрузка. Поэтому, при решении задач на гибкость, очень нужна поддержка со стороны наставника. Те, кто получил материалы 1-й недели, уже поняли, что «Колёсики» - это задачи на гибкость мышления.

И в заключение некоторые промежуточные итоги. За неделю я получил более 50 писем. Материалы 1-й недели я выслал почти всем. По одному адресу письмо не доходит. У некоторых были проблемы с запуском программы «Сложение 1», они решены без моего активного вмешательства. Если подобные проблемы возникают, пишите письма. Ко мне обращались по программам, о которых я не писал. Напрасно! :0)  Я не считаю себя специалистом ПО ВСЕМ ОБУЧАЮЩИМ ПРОГРАММАМ. О своих возможностях я стараюсь писать очень конкретно. Пока я писал только о программе «Сложение 1». Обсуждение других оставим на будущее. :0)

Если кто-то из читателей ещё не прислал заявку на программу «Сложение 1», но тоже хочет проверить знания своего ребёнка по таблице сложения – вычитания (от 0 до 20), то ещё не поздно. Пишите на адрес shar_zshm@mail.ru. По этому же адресу можно присылать вопросы по развитию мышления и по обучению детей. А на сегодня всё!

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное