Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие мышления школьников

  Все выпуски  

Развитие мышления школьников


выпуск 5

Первый тест мышления

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема рассылки объявлена как развитие мышления. Развитие предполагает изменение неких объективных параметров, измеримых величин. Здесь мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой: как измерять мышление? Измерение должно быть достаточно простым. Не требовать дополнительной подготовки и специфических условий для проведения. Вместе с тем, мышление является универсальной деятельностью, и никакое конкретное измерение не может характеризовать его полностью.

Я предлагаю посмотреть на проверку мышления с конструктивной точки зрения. Для чего необходимо как-то измерить мышление? Для того чтобы скорректировать учебную деятельность, т. е. принять решение: продолжать деятельность одного вида или переходить к другому. В такой постановке вопрос является совершенно естественным, и ответить на него не представляет труда.

Пора переходить к конкретике. Первым тестом мышления я считаю таблицу сложения и вычитания в пределах 20. Это программный материал первого класса. Мой личный опыт показывает, что значительная часть учеников 6-8 классов пройти этот тест без дополнительной подготовки не могут.

Что я считаю достаточным знанием таблицы сложения? Есть два основных параметра: скорость и качество. Я считаю достаточным качество в 95%. В одном примере из двадцати ребёнок может ошибаться. Он должен иметь право на ошибку! Но если ошибок много, это создаёт сложности. Теперь о скорости. Скорость очень важна. Качество мышления в первую очередь определяется опытом – количеством принятых решений. Чем выше скорость, тем быстрее набирается опыт.

Решение примеров по таблице сложения вычитания – это не работа мышления; в основном это работа памяти. Таблица заучивается! И заучить её нужно до такого уровня, чтобы вспоминание нужного ответа занимало доли секунды. Надо учесть, что реально контролировать можно не скорость вспоминания, а скорость предъявления ответа.

Что я считаю очень важным? Из всех способов освоения таблицы сложения-вычитания наилучшим является использование компьютера с обучающей программой. Преимущества этого способа следующие.

1.      Отсутствие лишней работы по переписыванию примеров.

2.      Ввод ответа путём нажатия нескольких клавиш.

3.      Короткая обратная связь, только ввёл ответ, и уже знаешь, правильно или нет.

4.      Контроль времени ожидания. Долго думать компьютер не позволяет.

5.      Ведение статистики. Учёт результатов каждого сеанса работы с программой.

Именно обучающая программа позволяет контролировать усвоение таблицы сложения-вычитания в течение всего учебного процесса. И принимать решение о необходимости и интенсивности дальнейшего обучения. Все необходимые данные записаны в статистике.

Я очень настоятельно рекомендую всем заинтересованным родителям использовать обучающие программы. Чтобы получить мою программу, достаточно отправить письмо-заявку на адрес shar_zshm@mail.ru. Первые программы высылаются совершенно бесплатно. Можно использовать и другие обучающие программы, если вы имеете к ним доступ. Я перечисляю достоинства своих программ для того, чтобы вы знали, на что обратить внимание.

И возвращаясь к вопросу о скорости. В моей программе «Сложение 1» время ожидания установлено на 6 секунд. По статистике среднее время ответа учеников при работе с программой «Сложение 1» составляет 3-4 секунды. И определяется оно в первую очередь не работой памяти, а опытом работы с клавиатурой. Кстати, современные компьютерные игры даже такой навык, как работа с клавиатурой, не развивают. Почти всё выполняется мышкой…

На этом я сегодня заканчиваю. Жду писем от заинтересованных родителей.

Успехов, Добра, Любви!

Мордвинов Яков


В избранное