Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной О воспитании вообще.
Выпуск 7.
Вот уже,
наверное, третий выпуск я как бы отошел от основной темы по воспитанию
мальчиков и говорю о более обширных вещах, и, вместо мальчик, чаще употребляю
слово ребенок. Как оказывается много нужно сказать перед тем, чтобы
подступиться к основной теме рассылки. Вот и сегодня я попытаюсь поговорить о
воспитании вообще.
Кстати, многим может показаться, что все
мои письма состоят из пространных рассуждений о жизни, никакой конкретики,
только общие фразы. В принципе это так. Но дело в том, что давать какие-то
конкретные советы --- заочно и не зная ситуации --- бессмысленно, каждая
проблема уникальна. Но я все-таки попытаюсь дать немного практической
информации и планируюсделать это на
основе ваших вопросов, которые вы зададите мне, если захотите. Так что пишите,
буду ждать.
Я не даю истину, я даю повод ее искать.
Кто-то, не помню кто.
О воспитании вообще.
Иметь ребенка
--- естественное желание для любого нормального человека. Еще до его рождения
мы представляем, как будем с ним играть, заботится о нем, дарить ему свою
любовь и тепло. Жизнь с ребенком, в нашем воображении, рисуется самыми светлыми
красками, и мы даже не обращаем внимания на ироничные замечания близких и
дальних родственников о наивности таких представлений.
Потом ребенок рождается, спадает радужная
пелена, весь запас душевных сил, который мы накопили в себе за время подготовки
к родительской роли и ожидания появления маленького чуда, постепенно
истощается.И мы, за кутерьмой бытовых
забот, вряд ли отдаем себе отчет в том, что каждое наше слово и каждый жест
служат воспитательным моментом для нашего чада. Каким самообладанием, силой
воли и любовью нужно обладать, чтобы за всей этой суетой не наградить его,
из-за случайно оброненного злого слова, чертой характера, от которой потом
ребенок будет страдать, а мы даже не поймем откуда в нем это.
Так получается, что в первые годы жизни
ребенок вбирает в себя колоссальное количество информации, от его пытливого
взгляда и слуха не ускользает ни одна деталь. Так ребенок учится жить, в этот
момент это основная форма его деятельности. Ребенок как пытливый ученый изучает
предметы, их свойства, реакции, и этот познавательный эксперимент не обходит
стороной нас, родителей. Мы являемся для него основными объектами наблюдения.
Мы
олицетворяем для него весь мир. Наше отношение к нему ребенок воспринимает как
реакцию на себя всего окружающего мира. Подчеркиваю: если вы, в силу усталости
и раздражения, позволили себе резкое слово или что-либо другое в его адрес, то
знайте, он подумает, что так реагирует на него весь мир.
Мы никогда не сможем сделать так, чтобы в
один момент воспитание происходило, а в другой нет. Мы влияем на детей
постоянно и это мало зависит от нашего на то желания. И вот тут возникает
вопрос: «Какова цель нашего воспитания, чего мы хотим добиться?» Многие
родители представляют будущее своего ребенка таким, каким им хотелось бы видеть
свою жизнь, но не довелось. И здесь наступает парадокс --- мы желаем своему
ребенку того, чего не получили сами, но если мы этого не достигли, то откуда
нам знать: как сделать так, чтобы это желанное и недосягаемое для нас будущее
стало его будущим. Получается, что мы учим своего ребенка жить, как сами не
умеем.
Что же делать, если вы еще не являетесь
идеальным образцом для подражания? Ответ таков --- в первую очередь, начать
становиться им. Но пока мы занимаемся самосовершенствованием, наш ребенок
растет, и он не станет ждать, пока наши психологические потуги принесут плоды.
Но на самом деле, смена стереотипа поведения может произойти очень быстро, и
ваш ребенок еще успеет застать вас обновленным. Для этого нужно, в первую
очередь, разобраться со своей жизнью, увидеть ее без прикрас, со всеми
недостатками, и чем полней, и от того --- ужасней, предстанет картина вашего
бытия, тем выше и мощнее будет прыжок в счастливую жизнь для вас и вашего
ребенка.
Воспитание --- есть подготовка ребенка к
жизни. Но пока он не вырос и не стал самостоятельным, жизнь для него
олицетворяете, в основном, вы. И он тем лучше будет подготовлен к жизни, чем
лучше вы сможете создать вокруг него условия «максимально приближенные к
боевым».
Сразу же
возникает вопрос: «А какими должны быть условия, чтобы они максимально близко
были похожи на то, с чем ему придется столкнуться во взрослой жизни? И вообще,
какой он, окружающий мир, добрый или злой?» Для ответа на этот вопрос и нужен
психологическийрост, о котором я
говорил выше. Вы же являетесь зеркалом, в котором ваш ребенок видит мир, и
очень важно, что бы это зеркало не оказалось кривым.
Что касается
моего мнения по поводу злого или доброго мира, то я думаю, что однозначного
ответа быть не может, все зависит от того на какую сторону целого мира вы
смотрите: если на темную --- то мир злой, а если на светлую ---то мир добрый.
Хотя, на самом деле, мир разный. Но вы создаете своему ребенку мировоззрение, и
уж чего он увидит больше в своей жизни, света или тьмы, зависит от того, к чему
вы больше приучите его взгляд.
Между прочим, что касается воспитания
мальчиков, то я в одной публикации прочитал совет, с которым полностью
согласен: для взращивания в мальчике настоящей мужественности нужны такие
условия --- физические трудности и душевный комфорт. Так что создайте
вокруг него такой мир, который стал бы черным для его тела, и белым для его души.