Как воспитать сына, чтобы он вырос успешным мужчиной. Понимание.
Выпуск 6.
Понимание.
«Чужая душа ---
потемки». Эта поговорка оказывается верна даже по отношению к очень близкому
человеку, даже к своему ребенку.
Когда малыш был
маленьким и еще не умел разговаривать, мы были вынуждены гадать: «Чего же он
плачет? Может животик болит, и нужен массаж; или ему просто тоскливо; а может
быть мы уже успели его избаловать, и теперь он просто капризничает?»
Мы мечтали о том
времени, когда ребенок начнет разговаривать, и будет понятно, чего он хочет, а
ему будет понятно, чего хотим мы.
Наивные!
Теперь наши дети
говорят. Иногда глупости, иногда гадости. И хотя мы понимаем их слова, а они
понимают наши, понимания, почему-то, не прибавляется.
Поэт сказал:
«Слово изреченное --- есть ложь…» Человеческую речь никогда не нужно понимать
буквально. Даже величайшие писатели, и те, с большим трудом передавали словами
глубину чувств. А вот взглядом, жестом, интонацией, можно достичь такой степени
сопереживания, что начинаешь понимать другого не просто с полуслова, а буквально
телепатически.
Но мало понять
чужие чувства, нужно примерить их на себя, взглянуть на мир чужими глазами. Мы
с большой неохотой отзываемся на предложение перестать смотреть на мир только
со своей колокольни. Ведь для этого нужно усомниться в своей правоте, а этому
мешает наша гордыня; и приложить определенные душевные усилия, а этому
противится наша лень.
Мы смотрим на
ребенка свысока. В порядке вещей, обсуждать малыша в его же присутствии, чего
мы никогда не позволим себе со взрослым человеком. Или чего стоит высказывание:
«Замолчи, когда взрослые говорят!» Зная взрослых, глупо думать, что они говорят
что-то такое, что действительно мудро и достойно внимания, исключения только
подтверждают правило. И неплохо бы вспомнить поговорку --- «устами младенца
глаголет истина», чтобы снять с себя напыщенный вид по отношению к ребенку, и
чаще относиться с иронией к своим словам.
Общение с
ребенком, как и с любым другим человеком, должно быть основано на уважении. А
уважение невозможно без отношений, как минимум, на равных. Но мы забываем свои
детские ощущения, мы душевно грубеем. Все на что мы способны --- это снизойти
до ребенка.
Снизойти!
Мы, почему-то
решили, что он ниже нас!
Разница между
ребенком и взрослым, кроме физических параметров и жизненного опыта,
заключается еще и в том, что ребенок, в отличие от взрослого, находится в
состоянии бурного развития. И это умение развиваться, делает ребенка образцом
для подражания для нас, взрослых. Так что --- кто у кого должен учиться, и кто
до кого должен снисходить?
Пусть ребенок
научит вас своему видению мира. Пусть научит тем чувствам, которые обитают в
его душе. Научитесь понимать его, и он обогатит вашу жизнь давно забытым
ощущением новизны восприятия.
Возьмите его в
учителя.
Для этого,
конечно, бессмысленно подходить к ребенку с просьбой: «Научи». Нужно просто как
можно больше времени проводить с ним, искренне интересуясь его делами,
увлечениями, друзьями, играми. Погрузитесь в его возраст. Посмотрите вместе с
ним его любимый мультфильм. Посмотрите с интересом, попытайтесь выяснить, что
думает ваш ребенок о героях этой ленты.
Поиграйте с ним в
его игры. Вам нужно дождаться в себе такого состояния, когда вы будете играть,
не потому что хотите сделать приятное своему ребенку, а потому что вам стало
интересно, потому что вы просто хотите играть в эту игру. Вы должны стать
равным ему, смотреть на мир его глазами.
И пусть он играет
с вами не потому, что больше не с кем, а потому что ему хорошо с вами и вы его самый лучший друг.
Для увлекающихся
натур совет --- не забывайте все-таки о том, что вы взрослый, общение с
ребенком должно способствовать вашему развитию, а не деградации.