Наверное, в каждом детском саду, в каждой школе есть дети, которым трудно усидеть на одном месте, подчиняться инструкциям, внимательно слушать старших. Это, так называемы гиперактивные дети.
Гиперактивные дети создают дополнительные трудности во взаимоотношениях и со взрослыми, и со сверстниками, так как очень подвижны, суетливы, долго не могут сидеть на одном месте, отвлекаются, нарушают порядок, дисциплину. Эти дети с трудом поддаются воспитанию, не вслушиваются в инструкцию.
У таких детей не сформирован поведенческий потенциал, они не только не умеют подчиняться требованиям взрослых, но и часто не знакомы с нормами поведения. Эти дети не знают, как себя вести в той или иной ситуации, не понимают, что их неумение сдерживать свои эмоции, желания, мешают им в учебе, в усвоении учебных навыков и норм поведения.
Простые обращения: «Будь внимательным, сиди спокойно, не суетись» - не помогают детям. Специальные упражнения, развивающие внимание и усидчивость порой им трудно выполнить. Как же помочь такому малышу? Конечно, необходимо обратиться к невропатологу, чтобы не только «успокоить ребенка», но и активизировать его умение управлять своим поведением.
Не меньшее значение имеет и форма воздействия на поведение таких детей. Индивидуальные «занятия» с таким ребенком приносят большую пользу, чем работа с ними в группе сверстников. Очень хорошо действуют рассказы о неадекватном поведении и анализе результатов такого поведения.
Пусть ребенок играет, двигается и в это время прислушивается к тому, о чем ему рассказывают. Если рассказ взять из его школьной жизни, но героем является другой ребенок, дети обязательно прислушиваются и вступают в разговор по поводу событий данной «картинки», т.е. непроизвольно сопереживают, осмысливают ситуацию, которая описана в данном рассказе и делают определенные выводы о неумении сдерживать себя или «руководить» своим вниманием.
Пусть ребенок в это время продолжает играть, двигаться, заниматься своим делом, он все равно прислушается и не останется равнодушным к «герою рассказа», будет ему сопереживать и «помогать выбраться из ситуации, в которую тот попал» и таким образом анализирует и свои ситуации, свое поведение и его последствия.
Конечно, важную роль играет и оценка поведения и состояний ребенка, но оценивать необходимо положительно то, что очень редко получается и, вдруг, хорошо получилось, тогда дети понимают, что у них все может быть хорошо, что они смогут преодолеть свои «слабости».
Результаты помогают не сомневаться в действенности этих форм работы, гиперактивные дети не глупые дети и постепенно, а может быть, и очень быстро соотносят свое поведение с поведением и переживаниями героя рассказа и делают правильные выводы. Единственное, что надо помнить: никогда не навязывайте детям свою точку зрения, пусть они сами сделают правильные выводы, а это они смогут сделать обязательно.
Похвалите их за то, что он помог разобраться и помочь «герою» рассказа. На страницах печати приведены примеры таких авторских рассказов, которые разработаны и использовались на занятиях с детьми. Таких рассказов масса и каждый может их придумать самостоятельно.
Автор рассылки: психолог Татьяна Николаевна Козлова
стаж работы в психологической службе - 52 года, категория высшая.
email автора: max-man72@mail.ru
ведущий рассылки: Максим Козлов.