Способ ухода за малышом, как и способ решения многих проблем, связанных
с его здоровьем, зависит от позиции, занимаемой родителями относительно
ребенка, и от их взглядов на его изначальные возможности и
потребности. Ранее мы попытались показать, что младенец - существо
чрезвычайно сильное, обладающее значительными адаптивными
возможностями. Традиционный медицинский подход, напротив, предполагает
отношение к ребенку как к существу слабому и неприспособленному. Отсюда
различные цели и методы обращения с ним.
Прежде всего нам
хотелось бы развеять устоявшийся миф о первом годе жизни ребенка как о
самом тяжелом для родителей. Все зависит от вашего отношения и от того,
какой путь вы выбираете. Если вы полны страхов, если вы не верите в
силу и возможности своего малыша и в себя как компетентного родителя,
если вы хотите делать все “правильно” в соответствии со стандартными
рекомендациями, чтобы уберечь его от многочисленных вредностей нашего
мира, то да, это гарантия, что вам придется потрудиться и попереживать.
Мы
же исходим из того, что родительство - не тяжкий труд, а естественный
процесс, приносящий удовлетворение и радость. Радость роста, поскольку
вы растете вместе с вашим малышом, преодолевая с ним трудности и
неудачи, победы и достижения. Он часть вас. Неужели вы хотите, чтобы
эта часть была тяжкой ношей? Стоит ли строить из себя героев? Радуйтесь
жизни и делайте так, чтобы эта радость была присуща ребенку. Можете
себе представить туго спеленутого малыша, оторванного от груди через
положенные пятнадцать минут - “чтобы не переел”, и при этом
улыбающегося?
“Сознательное родительство” предполагает, чтобы
все действия родителей по отношению к своему ребенку были осмысленными.
Если вы что-то предпринимаете, то необходимо понимать, зачем вы это
делаете.
Нужно научиться задавать себе этот вопрос. Проделайте
следующее. Напишите список всего, что вы собираетесь предпринять в
отношении ребенка. Как за ним ухаживать, как кормить грудью, когда и
как начинать делать те или иные закаливающие процедуры и т.д.
Попытайтесь проанализировать каждый пункт. Каков его источник? Почему и
зачем именно так, а не иначе? Если вы не знаете ответа, попытайтесь его
найти или подумайте сами. Проделайте это со списком обычных медицинских
рекомендаций.
Офицер Военно-морского Флота Дмитрий Никитин, отец Насти (4,5 года)
и Юли (1,5 года) из Москвы, дал подробный ответ, что трудно не поверить
в свои силы – и родительские, и спортивные.
Год-полтора –
вполне достаточный возраст для первой попытки прокатиться на
трехколесном велосипеде для малышей. Велосипед должен соответствовать
росту малыша и элементарным требованиям: удобные сиденье и руль,
устойчивость, маневренность, достаточный рычаг педали, легкость хода,
качество составляющих материалов. Хорошо, если велосипед имеет
соответствующий дизайн и привлекает ребенка сам по себе. Вначале,
конечно же, придется потолкать и порулить за ребенка, но очень скоро у
него возникнет желание передвигаться относительно самостоятельно.
Найдите подходящее место (просторная комната, двор) и вперед!
Когда
малыш уже сел на велосипед, достаточно просто несколько раз, держа
ребенка за бедра, продемонстрировать ему работу его же ножек. Если
ступни часто соскальзывают, подберите другую обувь или даже наклейте на
педали крупную наждачную бумагу.
Когда малыш будет устойчиво
держаться в седле, можно начать недалекие поездки. Очень поможет
специально приспособленная палочка (можно даже закрепить ее на задней
оси) или же детский велосипед с длинной ручкой для родителей, которой
бы вы подталкивали свое чадо в трудных местах. Дальнейший прогресс –
дело техники, а пока вам придется внимательно следить за маршрутом и
скоростью передвижения, окружающими одушевленными и неодушевленными,
подвижными и неподвижными объектами и за техническим состоянием
средства передвижения.
Гораздо внимательнее надо пересаживать
(тем более впервые усаживать) ребенка на детский двухколесный велосипед
типа «Дружок». Некоторым удальцам, конечно, удается сразу сесть и
поехать, но мы пойдем по порядку.
Как свидетельствуют официальные документы
Минздрава России, здоровье наших детей в последние десятилетия
значительно ухудшилось. Мы часто слышим такое мнение: приходит ребенок
в первый класс здоровым, а оканчивает школу глубоко больным. Отсюда
делается вывод, что школа – это то место, где дети здоровье теряют.
Разберемся, так ли это.
Осмыслим статистику
Я
скептически отношусь к тем публикациям, которые внушают обществу, что
нация вымирает, она больна синдромом «русского креста» (когда уровень
смертности выше рождаемости) и т.д. Внимательный анализ данных,
полученных при диспансеризации 2002 года, показывает, что доля здоровых
детей за прошедшее десятилетие снизилась с 45,5 до 33,9%. При этом
ухудшение здоровья школьников связано прежде всего с самой большой – II
группой здоровья (риск развития хронической патологии и функциональные
нарушения). Эта группа составила 52% от всех детей.
Однако,
во-первых, большинство детей этой группы вряд ли можно считать
больными, так как это пациенты с функциональными нарушениями, но не
заболеваниями (например, нарушения осанки у школьников определяются в
среднем в 31% случаев). Во-вторых, такие цифры во многом связаны с
углубленными обследованиями детей: при диспансеризации 2002 года
впервые выявленная и взятая на учет патология составила 22%. Значит,
раньше этих детей вообще не обследовали. Здесь подтверждается старая
врачебная шутка: «Здоровый человек – это плохо обследованный». Наконец,
в последние десятилетия появились новые медицинские технологии.
Например, ультразвуковая диагностика позволяет видеть то, о чем еще 30
лет назад нельзя было и мечтать: не вмешиваясь в работу организма
пациента, можно исследовать его внутренние органы (сердце, печень,
желчевыделительную систему и др.). Это даже привело к открытию новых
патологических состояний, таких, как пролапс митрального клапана,
дискинезия желчных путей и т.д. Пролапс митрального клапана выявляется
почти у 10% детей – вот вам и рост функциональной патологии. А ведь
раньше, до появления методов ультразвуковой диагностики, такой диагноз
просто не выставлялся.