Частой проблемой детей грудного возраста, вызывающей
беспокойство родителей, являются срыгивания. Каковы причины этого
явления? И в каких случаях нужно обратиться к врачу и начать лечение?
Срыгивание
– пассивное забрасывание небольших количеств пищи из желудка в пищевод,
в глотку и ротовую полость в сочетании с отхождением воздуха,
наблюдается преимущественно у грудных детей непосредственно или вскоре
после кормления нествороженным или частично створоженным молоком. Эти
явления могут быть у совершенно здоровых детей (но не часто и объем
срыгиваемого содержимого невелик – до 3 мл). По данным статистики до
67% детей в возрасте 4 месяцев срыгивают хотя бы один раз в сутки, в
23% случаев срыгивания рассматриваются родителями как повод для
"беспокойства". В большинстве случаев срыгивания могут самостоятельно
пройти в течение первого года жизни, однако в ряде случаев может
потребоваться проведение серьезной терапии. Кроме того, на фоне
длительно существующих срыгиваний могут сформироваться вторичные
нарушения, в первую очередь, воспалительные изменения в пищеводе.
Поэтому всегда желательно уточнить причину срыгиваний.
Особенности детского организма
Анатомо-физиологические
особенности строения верхних отделов пищеварительного тракта у
новорожденных (шарообразная форма желудка и его малый объем,
замедленное опорожнение, относительная слабость нижнего пищеводного
сфинктера (НПС) – циркулярной мышцы, смыкающейся после прохождения пищи
из пищевода в желудок, и не позволяющей желудочному содержимому
забрасываться обратно в пищевод, незрелость регуляции системы
продвижения пищи по желудочно-кишечному тракту (ЖКТ), незрелостью
ферментов) предрасполагают к развитие срыгиваний.
Cпектакль, которые умеют закатить наши дети, чтобы родителям жизнь не казалась слишком скучной.
"Купи
мне, купи!" - требует двухлетний Рома, топая ногами и показывая
указательным пальцем на витрину кондитерской. "Я же сказала, что не
сейчас. Сейчас мы идем домой обедать. Ты перебьешь аппетит", - в третий
раз объясняет мама. Рома хмурит брови, кусает губы и сжимает кулаки,
потом набирает полную грудь воздуха, его лицо наливается кровью, и из
легких этого симпатичного малыша вырывается леденящий душу вопль, на
который с ужасом оборачиваются прохожие, а испуганный бездомный пес
начинает лаять, а потом принимается подвывать мальчику.
В этот момент мама Ромы хотела бы провалиться сквозь землю вместе со своим сыном, тем более что его истерика только начинается. Это один из тех спектаклей, которые умеют закатить наши детки, чтобы родителям жизнь не казалась слишком скучной.
За что мне это?
Родителям
же подобные спектакли явно не доставляют удовольствия, особенно если
они происходят на глазах у посторонних. Бедные взрослые чувствуют себя
расстроенными из-за того, что они не в силах ничего сделать, а то и
вообще готовы сгореть от стыда. Ведь нормальный человек не в состоянии
спокойно смотреть на ребенка, который топает ногами, кричит, валяется
по полу и бьется головой о стену.
В чем причина такого
поведения? И почему истерики чаще всего устраивают именно двухлетние
дети? Возраст здесь действительно имеет значение (хотя, безусловно,
вести себя так же могут и старшие дети, и даже взрослые). Дело в том,
что двухлетний ребенок не может долго ждать удовлетворения своих
желаний и потребностей, он хочет все здесь и сейчас. Но так не бывает,
и малыш слышит в ответ: "Сейчас не могу", "Потом" или просто "Нет".
Однако, даже если родители объясняют ребенку, почему они не могут
удовлетворить его желание, подобные объяснения зачастую абсолютно
бесполезны: ребенок расстраивается и устраивает истерику.
Наступает момент, когда ваш ребенок уже уверенно читает. Но есть ли
у него желание читать? К сожалению, сегодня интерес к книге чаще всего
вытесняется увлеченностью компьютерными играми и мультфильмами. При
этом смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры ребенок
начинает раньше, чем читать, а значит, и интерес к чтению формируется
труднее: ему приходится бороться с ранее сформированными интересами к
современным удовольствиям. Можно ли изменять эту ситуацию? Можно, если
следовать достаточно простым в исполнении рекомендациям.
Во-первых, чтение должно соединяться только с удовольствием. Не
заставляйте и не уговаривайте ребенка читать. Создайте такие условия,
чтобы он сам захотел читать. Ведь трудно себе представить, что кто-либо
из взрослых будет любить то, что не приносит удовольствия.
При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание на шрифт и иллюстрации.
Ребенку значительно интереснее читать книгу, в которой много
иллюстраций, так как это помогает осмыслить содержание прочитанного.
Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на
странице. Не забывайте и о сюжете книги: он должен быть доступен для
понимания ребенком.
Приучайте к чтению книг постепенно,
начинайте это уже тогда, когда ребенок только начал овладевать навыком
чтения, при чтении книг ему вслух. Например: вы читаете текст, а
ребенок название глав, позже ребенок сможет прочитать реплики героев
или читать по очереди с вами: строчку - вы, строчку - он.
Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить. Пока
ребенок купается в собственной славе от вашей похвалы, его можно
попробовать взять, как говорится, "на слабо": "А за Буратино можешь?"
Увидите, он не откажется.