Начиная рассказ о столь популярном сегодня
диагнозе перинатальной энцефалопатии, необходимо отметить такой факт.
В международной классификации болезней 10 пересмотра, то есть
последней, такого диагноза не существует. Участковые невропатологи же
продолжают выставлять его трем из четырех детей. Почему так происходит
и правомочно ли это? Давайте думать вместе.
Перевод
термина ПЭП дословен – патология мозга, возникшая в перинатальный
период. По сути, он объединяет в себе всю неподдающуюся более
конкретному определению мозговую дисфункцию.
Некоторые
специалисты считают, что такой диагноз правомочен в течение 1 месяца
жизни ребенка, другие утверждают, что на протяжении первого года. До
достижения крохой этого возраста (1 месяца) определить, какая именно
патология мозга имеется в наличии, чрезвычайно сложно. А поэтому все
случаи нарушения структуры либо же функционирования мозговой ткани
обозвали перинатальной энцефалопатией. Всё коварство диагноза состоит в
том, что его проявления слишком многолики. Грамотные неврологи ставят
диагноз следующим образом: «Перинатальная энцефалопатия в виде
такого-то и такого-то синдрома». Если можете, добивайтесь от врача
именно такой формулировки. Зачем? Затем, что вам самим будет понятно
намного больше, как в отношении проявлений болезни, так и в отношении
прогноза. Итак, какими же основными синдромами может проявляться ПЭП?
К девяти месяцам ваш малыш уже научился хорошо ползать,
самостоятельно и уверенно сидеть. Но это еще не все. Вы начинаете
замечать, что он пытается стоять на коленках, держась за сетку манежа.
И вдруг, подтянувшись на своих маленьких, еще не окрепших ручонках, он встает.
Если ребенка поддержать за руки, он попытается стоять без опоры, а в
скором времени — сделать первые робкие мелкие шажки. Недалек тот час,
когда он начнет бегать по квартире — будущий неугомонный непоседа...
Но не все так просто и быстро, как кажется на первый взгляд. Ребенку
требуется, по крайней мере, полгода, чтобы перейти от хождения при
поддержке взрослого или около опоры к уверенной самостоятельной ходьбе.
Это период больших усилий вашего крохи, его бесконечных побед и
поражений, время счастливых улыбок, а иногда— горьких слез обиды и
разочарований.
Не так давно ребенок еще неуверенно держался на ножках, а теперь с величайшим рвением стремится ходить самостоятельно.
А ведь это наука сложная, и главное в ней — уметь держать равновесие и
уверенно передвигаться, что дается не без труда. И малышу не обойтись
без вашей поддержки и терпения.
И все же именно терпения ой как не хватает!
Нам, взрослым, хочется, чтобы сын или дочь как можно скорее начали
ходить (как надоело целыми днями водить за руку!). И мы начинаем
ставить опыты над собственным малышом, используя для ускорения этого
процесса всевозможные механические приспособления и даже советы
прапрабабушек (вроде “разрезать” руками между детскими коленками
невидимые путы, “связывающие” ножки). А ведь природу-то обмануть
невозможно.
Пришло лето. Как часто можно наблюдать на пляже сцену: рьяные родители,
движимые непреодолимым желанием немедленно научить свое чадо плавать,
затаскивают его на глубокое для ребенка место, поддерживают малыша под
грудью и заставляют его интенсивно болтать в воде руками и ногами.
Ребенок
искренне не понимает, зачем ему это надо, ему хочется поиграть, а
глубины он просто боится. Это для вас полметра – сущие пустяки, а для
дитяти – это бездна. В итоге, ребенок истошно вопит и судорожно
цепляется за родителей.
И это естественно, ведь вы заставляете
его принять крайне неудобную позу – он вынужден висеть в равновесии на
ваших руках, прогнувшись, чтобы голова была выше уровня воды. В то же
время двигающиеся ноги заставляют тело развернуться головой вниз.
Родители!
Зачем же так варварски относится к собственным детям? Ведь научить их
плавать можно очень быстро и гораздо тише, без визга.
Правило
первое и единственное: никогда не тащите ребенка в воду насильно. Он
должен войти в нее добровольно, играя, сам того не заметив. Пустите его
поковырять песок на берегу, покажите, что из мокрого песка куличи
лепить гораздо лучше. Немного терпения, и он сам полезет к береговой
кромке.
Покажите ему, какие замечательные ямки можно выкопать в
мокром песке, и как они заполняются водой. Это очень интересно. Еще
немного, и он сам будет заходить по колено в воду, чтобы зачерпнуть её
ведерком и вылить в ямку.
Видите, он заигрался на мелководье,
ему не страшно ходить по краю берега. Присел на корточки? Легонько
толкните его пальцем, чтобы он плюхнулся попой в воду. Буря негодования.