Часто в советах для молодых родителей можно прочитать, что пеленание
ребенка тормозит развитие у него осязания. Причем уверяют, что это
мнение педиатров и детских психологов и именно психологи советуют не
пеленать ребенка. Нам, как специалистам по уходу очень сомнительно,
чтобы грамотный психолог не знал физиологию и возрастную психологию
ребенка и мог так заблуждаться. Скорее всего, это неправильно
интерпретированные рекомендации психолога. Удивление вызывает и
постоянное описание пеленания, как процедуры насилия над личностью,
эдакого "связывания" ребенка, который так хочет двигаться! Создается
впечатление, что ребенок уже бегает, а его все пеленают и
пеленают...Такую нелогичную картину могут себе рисовать только люди,
которые совершенно не представляют, как выглядит новорожденный, как он
себя ведет и зачем ему пеленка, а также когда и у каких народов она
применялась.
Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка
появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу
у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может
найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес
ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и
иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя
таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32
неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно
двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими
частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки
(так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более
сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся
неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. На
последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего
перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка
свободного пространства - они плотно прижаты к телу и это состояние
становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют
возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому
ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности
кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
Деформация стопы (ее свода), выражающаяся в
выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении,
называется плоскостопием.
Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, гораздо чаще встречается плоско-вальгусная установка стоп.
В этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки кнаружи.
Детская
стопа - это не уменьшенная копия взрослой стопы, она имеет свои
характерные особенности. Костный аппарат, еще неокрепший, имеет
частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и очень
подвержены растяжению. При плоскостопии теряется способность стопы противостоять нагрузкам.
При
нагрузке на здоровую стопу она подобно рессоре, несколько опускается,
но с прекращением нагрузки ее кривизна в норме быстро
восстанавливается. При плоскостопии этого не происходит. Расположенные
на уровне свода стопы мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие
чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени, чувство
утомления и даже боли.
Плоско-вальгусная установка стопы у детей
первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности
организма. Нарушения мышечного тонуса, общая мышечная слабость,
недоношенность, длительные острые респираторные вирусные заболевания,
бронхиты, пневмонии и, особенно, рахит неблагоприятно сказываются на
состоянии стоп.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых
проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и
родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства
дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр.
Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные
проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам
поведения. Однако, у определённой категории детей агрессия как
устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается,
трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается
продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного
общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребёнок
приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В
последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности
существенно возрос. Учёными разных направлений предлагаются различные
подходы к определению сущности агрессивного поведения, его
психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого
явления, агрессивность о общих чертах понимается как целенаправленное
нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В
психологических исследованиях выявляется и описывается уровень
агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов
обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы
агрессивного поведения, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со
стороны сверстников, уровень эмоционалдьного напряжения и фрустрации и
пр. Однако, очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное
поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В
одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по
степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения
показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся
устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни
человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются
определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению
агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от
своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по
своим психологическим характеристикам.