Магазин TOYZ.RU и рассылка "Чудо-Студия игрушек" рады приветствовать Вас!
Выпуск
38 Что могут дать игры для вашего малыша? (часть четвертая)
Специальное изучение, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для развития личности ребенка-дошкольника и появления у него важнейших психических новообразований возраста (целенаправленная деятельность, произвольность, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой
деятельности и др.) особое значение имеет сюжетная игра.
Почему?
Во-первых, потому что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым. Именно в игре, когда можно действовать понарошку, можно принять гостей, отремонтировать машину, организовать банк и сделать многое другое из того, что в реальной жизни для ребенка недоступно, но очень привлекательно.
Во-вторых, потому что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества».
Ребенок многое «имеет в виду», удерживает в воображении. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его развития.
В-третьих, потому что в игре он «обживает» мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.
Известным детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию,
ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
При этом главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником, героем ее сюжетов. В игре он приобретает опыт широкой социальной ориентации с позиции ее участника. Малыш не может водить настоящий автомобиль, однако роль водителя позволяет ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым, а с другой - пережить все
радости и проблемы взрослой жизни, связанные с этим (уход, ремонт, авария, взаимоотношения с пассажирами, автодорожной инспекцией и т. п.).
Пожалуйста, вдумайтесь в значимость этого!
Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.
Кроме того, только условно заняв позицию взрослого и обжив ее, маленький ребенок способен усвоить такую деятельность взрослых, как чтение или счет. Следовательно, только желание стать взрослым делает ребенка способным к учебной деятельности.
В результате выполнения специальных исследований ученые установили, что игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке детей к школе. Это связано с тем, что в игре ребенок сам определяет замысел и воплощает его в сюжете, по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы. А это влияет на умственное и эмоционально-волевое развитие, формирование инициативности и самостоятельности.
При этом возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют большое значение для формирования способности к взаимодействию, так как являются практикой их коллективных действий. Подчинение правилу в игре позволяет строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам, что очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе.