Магазин TOYZ.RU и рассылка "Чудо-Студия игрушек" рады приветствовать Вас!
Выпуск
23 Игра - рисунок. Что он "говорит"? (часть первая)
С умилением рассматривая рисунки своего малыша, мы вряд ли задумываемся о том, насколько информативными
они могут быть. А ведь рисунок для малыша – это и способ познания окружающего мира, и возможность поделиться своими чувствами, и излить переполняющее его эмоции. Рисунок для малыша – это не искусство, это ЕГО РЕЧЬ! Рисование дает ребенку выразить возможность то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словесно.
На совсем раннем этапе (до трех лет) рисунок чаще всего представляет собой черточки, точки, круги. Малыш пробует карандаши, ручки, кисти, фломастеры. Чаще всего малыш в этом возрасте сначала рисует нечто, а уж потом придумывает, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется
замысел рисунка: чем больше ребенок знает о мире, тем больше знаний старается вложить в рисунок. Во всем мире дети начинают рисовать одинаково: каракули посередине листа, затем круги-спирали, позже появляются лучи (солнце), которое потом трансформируется в человека – голову с ножками. Лицо появляется несколько позже.
Примерно с этого возраста (3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучен я юного художника становится человек. Ведь дети рисуют то, что им больше всего нравиться, а человек был и остается любимым предметом творчества. С точки зрения психодиагностики именно рисунок человека является
одним из самых точных и достоверных источников информации. Конечно же, информацию, скрытую в таком «послании», нужно уметь грамотно читать. Специалисты-психологи, которые используют в своей работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. И, конечно, единичный рисунок не может служить основанием для окончательных выводов и рекомендаций.
Анализируя детский рисунок, можно сделать некоторые выводы о развитии нервной системы малыша: в рисунке отразится уровень развития его зрения и моторики, сенсомоторной координации (соотношение того, что малыш хотел нарисовать и того, что получилось). Рисунок сигнализирует нам об эмоциональном
состоянии ребенка в момент творчества, об уровне интеллекта, волевой сфере (насколько тщательно, насколько закончен рисунок).
Конечно, окончательные выводы лучше доверить профессионалам, однако внимательные родители, заботящиеся об гармоничном развитии своего малыша, не останутся в стороне от анализа результатов его творчества, всегда смогут заметить в работах малыша что-то необыкновенное, почувствовать скрытое напряжение,
недовольство, назревающий внутренний конфликт. Итак, на что же следует обратить внимание, восхищаясь очередным шедевром своего малыша-художника?
Рисунки семьи – это одна из наиболее популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми младшего школьного возраста. Предложите и вы своего ребенку нарисовать вашу семью. А помочь ему в этом сможет...
Не подсказывая, не уточняя, кого, где и как он должен рисовать. Малыш может спрашивать: «А папу рисовать? А кошку?» Предложите ребенку решать самому, а еще лучше – уйдите в другую комнату и займитесь своими делами.
Последовательность. Если первым ребенок нарисовал себя, это совсем не означает, что он – эгоист. Это – нормально, ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный волшебник, который он воспринимает через себя самое. Совсем другое
дело, если себя малыш нарисовал отдельно от остальных. Возможно, в какой-то момент он ощутил, что существует сам по себе?
Следующим после своего изображения, малыш вероятнее всего нарисует того члена семьи, которого считает наиболее значимым для себя. Последним – кошку, собаку, рыбок или попугая. А вот если домашнее животное окажется вторым по счету, это может означать, что малышу одиноко.
Тревожным сигналом можно считать рисунок, на котором малыш забыл нарисовать кого-то из близких. Возможно, этот «кто-то» ему неприятен, а, возможно, это месть за нанесенную обиду или наказание – дети живут сиюминутными переживаниями.
Размер. В данном случае он имеет значение. Ведь большое сразу бросается в глаза. И размер изображенного человека (или предмета) напрямую может быть связан с местом, которое он занимает в душе художника.
Обратите внимание также и на то, кто расположен выше, а кто – ниже. Скорее всего, наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя по размеру он может быть самым маленьким. Ниже всех малыш изобразит того, чье влияние в семье минимально. Над фигурками членов
семьи парит телевизор? Делайте выводы.