Как мы уже отмечали, вовсе не обязательно ставить целью научить ребенка плавать
как можно раньше, хотя во время занятий он несомненно получит некоторые навыки. Более
важным является то, чтобы малыш подружился с водой, не боялся ее. Для маленького
ребенка дружба с водой это фактор, влияющий на формирование его мышления, это шаг
к сближению с природой.
Ниже мы приводим начальные этапы ввода ребенка в акватический тренинг, наряду
с динамической гимнастикой достаточно легко осваиваемые родителями. Решение более
сложных проблем в развитии ребенка или собственно обучению плаванию требуют индивидуализированного
подхода и обучения родителей.
Несколько слов скажем об эмоциональной реакции детей на воду и предлагаемые упражнения.
Реакция эта может быть самой различной от полного спокойствия и принятия до бурного
протеста. Большинство детей в той или иной степени испытывает отрицательные эмоции
при погружении в воду, несмотря на то, что они хорошо задерживают дыхание. Проявляется
страх перед водой, свойственный полностью сухопутным животным. Лишь в отдельных случаях
можно обойтись без отрицательных эмоций. Полностью исключить отрицательные эмоции
значит надолго оттянуть время первого самостоятельного погружения под воду.
Как взрослый человек, не умеющий плавать, должен переступить психологический барьер
и погрузиться в воду глубиной больше своего роста, чтобы научиться держаться на воде,
так и ребенок должен преодолеть некий барьер между своей сухопутной ориентацией и
водной средой. И задача родителей педагогично, без стрессов провести его через
этот барьер.
Родители должны быть готовы к таким занятиям, то есть уметь плавать и нырять.
А также любить водную среду. Причем не так, как любят лекарство, способное облегчить
недуг. Вода требует к себе уважительного отношения, как и всякая природная стихия,
необходима интеграция в нее, ее приятие.
Ниже, без обсуждения многих технических вопросов, неминуемо возникающих при занятиях
с ребенком, приводится достаточно упрощенная методика водных тренировок с детьми
без использования каких-либо специальных приспособлений и проводимых в домашней ванне
(но не в специальной ванночке для купания ребенка). Последовательность усложнения
тренировок приводится по этапам. Продолжительность каждого этапа зависит как от освоения
ребенком предлагаемой ему программы, так и от степени уверенности родителей в приобретенных
навыках обращения с малышом в воде. Часто затягивание начальных этапов необходимо
не для ребенка, а для родителей, для приобретения ими большей уверенности в обращении
с ребенком и умения лучше чувствовать его состояние.