Как мы это делаем:
Расстелите на полу коврик или одеяло, лягте на него, а малыша положите себе на
живот.
Постарайтесь привлечь внимание малыша. Для этого назовите его по имени, покажите
яркую погремушку, потрясите ею. Услышав звук, малыш будет стараться поднять
голову и отыскать источник звука.
Комментарий к игре.
Ребенок должен комфортно себя чувствовать: проследите за температурой в комнате;
прежде чем начинать игру, погладьте малыша по спинке, ножкам, ручкам. Прекращать
игру надо еще до того, как младенец начнет демонстрировать недовольство, тогда в
следующий раз он охотно поддержит игру.
Зачем и почему мы это делаем:
Ребенок еще не может держать головку самостоятельно, но уже предпринимает
попытки, лежа на животе её немного приподнять. В игре мы стимулируем ребенка
поднимать головку на звук погремушки, тем самым включаются в работу мышцы шеи и
спины. Телесный контакт успокаивает маленького; если взрослый расслаблен,
спокоен, то и ребенок спокойно и с удовольствием будет поддерживать игру.
Я покручусь-поверчусь!
Возраст: от 2 до 4 месяцев.
Что мы делаем:
- Укрепляем мышцы тела, готовимся к самостоятельному перевороту с живота на
спину.
Как мы это делаем:
Положите малыша на правый бок. Поддерживая его за спину, постепенно убирайте
руку. Малыш следует за вашей рукой. Когда он окажется на спинке, похвалите его,
погладьте. Проделайте это упражнение несколько раз. У малыша оно вызовет
восторженные эмоции!
Зачем и почему мы это делаем:
Поскольку ребенок сам еще почти не двигается или двигается очень мало, мышцы не
получают достаточной нагрузки, и любые действия родителей с ручками, ножками,
телом ребенка будут укреплять его мышечную систему. Родители как бы делают
зарядку за своего малыша. Прежде чем ребенок освоит самостоятельные активные
перевороты, мы отрабатываем их в пассивном режиме. Мышцы тела “запоминают”
комбинации напряжений и расслаблений, что облегчает формирование нового
двигательного навыка.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития
малыша". Н. Шпикова, Т. Шульман
- Укрепляем мышцы плечевого пояса.
- Стимулируем развитие мелкой моторики.
Как мы это делаем:
Положите ребенка на спинку. Помассируйте ладошки. Загибая пальчики,
приговаривайте:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а это пальчик – я.
Вместе дружная семья!
После этого вложите малышу в ладошки большие пальцы своих рук, при этом
остальные пальцы крепко обхватывают кисть младенца. Потяните осторожно
ребенка на себя, а потом бережно опускайте, приговаривая в такт:
Тянем-потянем.
Вытянули нашу репку!
В конце игры похвалите малыша, скажите, что он растет сильным и ловким.
Прикоснитесь к ручкам ребенка, погладьте его по спинке.
Зачем и почему мы это делаем:
Массаж ладошек и каждого пальчика по отдельности чрезвычайно полезен с точки
зрения развития мозга малыша. На двигательных участках коры головного мозга
представительство кистей рук занимает место большее, чем все туловище.
Ребенок еще не умеет совершать самостоятельно мелкие движения пальчиками, а
наш массаж активирует эти участки коры. В дальнейшем уровень развития мелкой
моторики будет напрямую связан с развитием речи.
Второй значимый момент в игре – присаживание. Мы укрепляем мышцы плечевого
пояса за счет того, что ребенку приходится удерживать почти весь вес своего
тела на руках. Впоследствии сильный плечевой пояс обеспечит ребенку легкое
освоение ползания и самостоятельное присаживание и вставание с опорой на
руки.
Как мы это делаем:
Возьмите большой надувной мяч. Можете накрыть его мягкой пеленкой.
Положите малыша на мячик и покатайте его вперед-назад, приговаривая:
Качи! Качи! Качели!
Раз! И полетели!
Два! И покатились!
Бах! И свалились!
Наклоните мяч таким образом, чтобы малыш начал скатываться с мяча вперед,
выставив ручки.
Комментарий к игре.
Класть на мяч можно и на спинку, и на живот. Положение на спине не нравится
деткам, которым уже исполнилось полгода.
Малышам нравится ощущение резиновой поверхности под ладошками, они с
удовольствием будут по ней похлопывать, если взрослый покажет, как это можно
делать. Чтобы ребенок догадался выставить ручки вперед в конце игры, перед
ним можно положить игрушку, он потянется за ней и оторвет руки от мяча.
Зачем и почему мы это делаем:
Изменение положения тела в пространстве хорошо развивает вестибулярный
аппарат, чувство равновесия. Катание на мяче традиционно включается в
программы массажа для малышей до года, потому что двигательные навыки,
которые ребенок осваивает в течение первого года жизни (ползание, сидение,
ходьба), теснейшим образом связаны с работой вестибулярного аппарата. Одной
из частых причин задержки в освоении этих действий – неразвитое чувство
равновесия.
На саночках
Возраст: от 4 до 15 мес.
Что мы делаем:
- Развиваем вестибулярный аппарат.
Как мы это делаем:
Возьмите большое одеяло. Положите его на пол. На него положите или посадите
вашего малыша. Тихонечко прокатите его, как на санках. Не делайте резких
движений, чтобы младенец мог удержать равновесие и не испугался.
Когда катите ребенка, приговаривайте:
Едет поезд: чух-чух,
Едет быстро: ух-ух!
Или:
Иго-го! Иго-го! Увезу вас далеко!
Ваш ребенок будет в восторге от такой поездки.
Зачем и почему мы это делаем:
Для малыша, который еще не умеет передвигаться самостоятельно, любое
перемещение в пространстве – чудо. Он получает удивительную возможность
изменить точку зрения, увидеть привычные вещи по-новому, расширить границы
своего мировосприятия. На ручках ребенок уже неоднократно путешествовал по
квартире, в нашей игре мы предлагаем ему новый способ перемещения.
Существенным развивающим моментом здесь является то, что мы не придерживаем
ребенка, он ощущает движение собственного тела без помех и сам должен
приспособиться к изменению положения тела в пространстве, поймать
равновесие.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития
малыша". Н. Шпикова, Т. Шульман
Игры на развитие двигательной активности малышей до года:
1. Поваляемся!
2. Я покручусь - поверчусь!
3. Наши пальчики
4. Покатаемся на мячике
5. На саночках