Мама, Папа, Я - счастливая семья! Рубрика-Развитие. Мелкая моторика
Мелкая моторика.
Что это и почему так важно заниматься ее развитием?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования
точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Когда можно говорить о том, что моторика неразвита?
к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой;
к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
к 1 году 5 месяцев не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку;
к 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
к 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.
Как развивать мелкую моторику?
Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
Например Игры - шнуровки Марии Монтессори: - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; - развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; - формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи ; - развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Многие родители слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Развитию мелкой моторики способствуют
занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами), вкладывание вкладышей в рамки и многое другое.
Лучше заниматься с малышем каждый день по 10-15 минут, чем в 6 лет наблюдать трудности с умением держать ручку и т.д. Проблемы легче предотвратить, чем потом решать. Весь смысл раннего развития это в том, чтобы ПОМОЧЬ ребенку не упустить момент и ВОВРЕМЯ заложить по кирпичику крепкий фундамент, для полноценного развития!