Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Как научить птенца летать?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Родительская школа Татьяны Нестеренко

Письмо автору

Архив рассылки

Как выращивать детей с умом и сердцем

3 февраля 2006 года

Выпуск 92

       
  •  

    Как научить птенца летать?

    "Здравствуйте, Татьяна!

    ... у меня вот такая ... (не знаю, как назвать - проблемой не хочется (последнее время убеждаю себя, почти удачно, что проблем нет - бывают задачки, которые надо решать для "повышения жизненной квалификации"), а другого слова не могу подобрать) пусть будет задачка: ребенку 3,5 года. До недавнего времени панически боялся детей - никогда с ними не играл, даже рядом. Объяснял это тем, что они шумные и "много бегают". Сам он парень спокойный и медленный (в народе - "тормоз"), усидчивый и послушный.

    Где-то месяца два назад попросил "завести еще одного маленького мальчика дома для того, чтобы с ним играть" - что интересно, видимо к этому разговору он тщательно подготовился, поскольку сразу же предложил спать его укладывать в свою детскую кроватку (естественно, самому ему "уже пора покупать взрослую"), а кушать "маленький мальчик будет на детском стуле", опять же потому, что самому мы выделили уже настоящий "взрослый" стул. Через некоторое время САМ предложил пойти в садик, "потому что там детишки - и с ними можно играть". Однако ни на площадке, ни в школе раннего развития с детьми он не контактирует - отказывается даже подходить к ним - правда, рядом все же стоит и улыбается на какие-то (по его мнению) веселые моменты в их игре.

    То есть я сделала вывод, что общаться он готов - но скорее всего не знает как. У него был друг, с которым он сразу же сошелся и весело играл еще полтора года назад, но друг пошел в садик, и играть опять стало не с кем.

    Так вот задача в том, отдавать ли в сад? Опыт с садом был полтора года назад - не очень удачный-через месяц я его оттуда забрала. В общем- то это не было бы проблемой, если бы поступление в сад ничего не стоило. А то в один отнесли N-ную сумму, в другой отнесем, а толку никакого. Заставлять оставаться в саду "если уж деньги заплатили" - я не могу (сама до сих пор с содроганием вспоминаю дет. сад).

    С другой стороны в голове у меня появляется червячок, который твердит - а что, если ребенок всегда будет испытывать проблемы с общением (поскольку у меня они есть - я вообще стараюсь держаться от людей подальше).

    А еще в этом году ходили на елку в кукольный театр - в первый раз в его жизни -там клоуны (Снегурочки и деды морозы разные) затевали общий хоровод, в котором надо было прыгать, кружиться и т. д., в общем все то, что "садовские" детишки делали и получали от этого удовольствие. "Несадовских" детей можно было безошибочно назвать в огромной толпе - они испуганно на все это смотрели. Когда я спросила сына, почему он не прыгает (не кружится и т. д.), он ответил "не хочу" и "зачем?".

    С одной стороны здорово, конечно, что "стадное чувство" у него отсутствует, а с другой - он же пойдет в школу, где дети с сильно развитым стадным чувством не примут его как "другого". В общем, вот такая задачка - водить ли ребенка в сад?.

    Мне бы очень хотелось узнать Ваше мнение, поскольку Вы умеете, не давая конкретного совета, позволить взглянуть на ситуацию по-другому."

     

    А в чем проблема называть вещи своими именами? Проблема – это всего лишь отклонение текущих значений параметров от желаемых сверх приемлемой меры.

    «То есть я сделала вывод, что общаться он готов - но скорее всего не знает как»

    Мое мнение другое – он ТАК взаимодействует с детьми на первом этапе. Таким детям нужно больше времени чтобы перейти от наблюдений к активному участию. Это особенность темперамента. Вы можете найти в психологической литературе описание такого типа детей. Волноваться не нужно, при всем своем отличии от детей-«деятелей» дети типа «наблюдатели» имеют много сильных сторон, которые позволяет им находить свое место в коллективе. Друзей будет не много, но это будут именно друзья, а не просто приятели. Если не будете давить на него, а позволять ему двигаться своим путем и в своем темпе, то «проблема» рассосется.

    « Когда я спросила сына, почему он не прыгает (не кружится и т. д.), он ответил "не хочу" и "зачем?".

    Очень похоже на моего :-). Сейчас ему 4г 9мес – от прежней позиции наблюдателя в обществе незнакомых детей и взрослых мало что осталось. Теперь легко сходится с детьми от 2 до 12 лет, активно участвует в играх, часто берет роль лидера. Со взрослыми тоже общается очень свободно.

    Ваше дело поддерживать в ребенку уверенность, что с ним все ОК, что он замечательный и сильный, что его отличия от других – это его сила, уникальность, это хорошо. И создавать/помещать его в среду, в которой он сможет учиться. Надежные тылы + простор для полета птенца :-).

    «С одной стороны здорово, конечно, что "стадное чувство" у него отсутствует, а с другой - он же пойдет в школу, где дети с сильно развитым стадным чувством не примут его как "другого".

    Он сможет быть лидером среди таких детей. Или авторитетным наблюдателем. Взращивание стадного чувства не самая удачная стратегия. Умение подчиняться чужим правилам, умение подчинять других своим правилам, готовность играть по своим среди чужих (с учетом их как факторов среды)… Ваш ребенок – Вам решать как расставить приоритеты.

    «Так вот задача в том, отдавать ли в сад?»

    Пусть еще попросит, чтобы сильнее хотел, и уступите его просьбам. Возможные потери денег спишите как инвестиции в обучение и развитие ребенка. Вы же покупаете ему еду, игрушки. Не жадничайте :-).

    «С другой стороны в голове у меня появляется червячок, который твердит - а что, если ребенок всегда будет испытывать проблемы с общением (поскольку у меня они есть - я вообще стараюсь держаться от людей подальше»

    Скажите червячку, что проблемы с общением не самое плохое что может быть в жизни :-). Можно их иметь, но не считать это проблемой, можно не иметь – и при этом иметь проблемы в общении с собой, убегать от себя в общение с другими. Общение само по себе не приносит ни счастья, ни несчастья. Если человек интересен сам себе, то и другим он будет интересен. Все остальные проблемы в общении идут от страха, и от отсутствия практики.

    А еще передайте Вашему зверю, что не надо с больной головы на здоровую перекладывать, если есть проблемы у Вас – то и займитесь собой. А почему людей сторонитесь – они Вам неинтересны или боитесь их?

     

    Есть многое, чему надо учить ребенка. Но множество умений и талантов уже есть в юном человеке, и все что надо, это дать им возможность развиться. Как птенцов учат летать? Родители вскармливают их, пока крылья птенцов не оперятся и окрепнут. А дальше стремление в небо и пример летающих сородичей делают свое дело. Дело родителей заботиться, подавать пример, не обламывать детям крылья, не торопить и не удерживать, когда придет время. Особо нерешительных деток придется подтолкнуть. Но не раньше чем он будет готов.


    Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru

    Информация для тех, кто хочет мне написать: я  веду переписку с подписчиками при условии публикации на страницах рассылки, с членами Родительского Клуба  - в закрытом форуме, либо конфиденциально - индивидуальная платная консультация.

    Условия членства и участия в работе Клуба, индивидуального консультирования, а также обучения на заочном тренинге "Родительской Школы" - в личной переписке и на сайте.

     

  • Сайт проекта "Родительская школа Татьяны Нестеренко" - http://tnesterenko.com

    Любое письмо в адрес автора может быть опубликовано.

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: home.child.rastemvmeste
    Архив рассылки
    Отписаться Вебом Почтой
    Вспомнить пароль

    В избранное