Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выращивать детей с умом и сердцем? Ложь


Информационный Канал Subscribe.Ru

Как выращивать детей с умом и сердцем?
Выпуск № 89
Сайт проекта "Родительская Школа"

Письмо автору

Архив рассылки

Ложь

" Моему сыну почти 9 лет. Он врет на каждом шагу, даже если в этом нет никакого смысла.

Когда спрашиваешь зачем он это говорит, он плачет и говорит, что не может на врать и, что не знает почему он это делает.

Подскажите пожалуйста как себя вести в таких ситуациях и нужно ли его наказывать за вранье ( правда это совсем не помогает) Спасибо. До свидания."

 Если что-то происходит, значит это кому-то нужно. Ложь распространена среди детей и взрослых, потому что дает человеку что-то важное. Или дает иллюзию приобретения этого.

 Что такое ложь? Это искажение «правды», несовпадение фактов и описания реальности. В общем случае человек описывает реальность с искажениями – т.е. врет – потому что реальность его по тем или иным причинам не устраивает. Начиная от того, что навевает скуку, и заканчивая тем, что пугает или несет угрозу чувству собственной значимости.

 Чтобы понять для чего ребенок прибегает ко лжи, стоит идти по общему для всех случаев пути понимания – сначала проникнуться желанием понять другого, и хотя бы на время отказаться от желания осудить, наказать, отомстить… а также весь свой пыл негодования и прочих эмоций направить в русло конструктивных размышлений и действий.

 После того, как организм из состояния боевой готовности переведен в режим, в котором возможна сознательная деятельность, вспоминаем себя. Трезво смотрим в себя и даем максимально честные ответы себе на вопросы касательно лжи – когда мы врем, зачем, что это дает или на что надеемся. Если получится, вспоминаем себя детьми и осознаем, какое место ложь занимала в нашей детской жизни, что хорошего и плохого принесла. Уже на этом этапе неизбежны проблески понимания своего ребенка по части его вранья.

 Теперь можно вплотную заняться ребенком. Берите ручку, блокнот и записывайте туда все случаи вранья – свои и ребенка. Можете делать это один раз – вечером по итогам дня. Рядом с каждым фактом напишите свои предположения о том, зачем (чтобы что :-)) использовалась ложь. И какие результаты ее использования. Теперь найдите альтернативу лжи – как можно было бы получить результат не худший, чем был получен через ложь, без ее использования. Например, ребенок врал потому что боялся наказания за какой-то свой поступок и хотел таким образом избежать боли (физической или душевной, смотря как Вы его наказываете). Был ли у него способ избавить или отсрочить страдания, не прибегая ко лжи? Можно ли сделать так, чтобы такой способ появился?

 Раз уж речь зашла о наказаниях, то давайте рассмотрим вопрос, эффективно ли наказывать за ложь? В принципе кнут и пряник как средство дрессировки – чем по сути часто и является воспитание – эффективны. «Кнутом» - т.е. причинением боли или лишением удовольствий – нельзя научить КАК ДЕЛАТЬ, но это отличное средство научить КАК НЕ ДЕЛАТЬ, чтобы не было мучительно больно. Другое дело, что если вранье дает человеку что-то значимое, то он пойдет и на боль, и на потерю удовольствий. Или придет к выводу, что плохо не врать, а врать неумело – ведь «внешним судом» наказывается только тот, кто попадается. На порядок эффективнее «суд внутренний», если в ребенке в процессе воспитания взращен внутренний судья, то ложь становится слишком дорогим удовольствием – муки совести, от которых не убежать, делают ложь неприемлемым средством достижения жизненных целей и решения проблем.

 Один мой знакомый – Артур Саканян, автор «Театра одного зрителя» - рассказывал, что никогда не наказывал сына за проступки, но всегда и строго за ложь. Все вместе – и кристальная честность самого Артура, и отсутствие самой частой причины детского вранья – страха наказания за поступки – при жестком пресечении осуждаемой в семье и неприемлемой в системе родительских ценностей лжи, плюс внутреннее принятие этой системы ценностей как следствие любви и уважения к родителям – все это дает в результате порядочного человека. Не гарантированно, но с большой долей вероятности.

 В любом случае, вопрос наказывать за ложь или нет, по моему глубокому убеждению, является второстепенным. На порядок важнее, что регулярное вранье ребенка родителям является симптомом глубокого неблагополучия в их отношениях, отсутствия доверия и открытости, которые возможны только тогда, когда люди чувствуют себя в безопасности рядом друг с другом. Если ребенок не может позволить себе быть собой в обществе родителей, если он боится, что его таким как есть – а не таким, как он хочет быть или каким его хотят видеть родители – что его как он есть не принимают, не любят без условий, то ложь становится естественной броней ребенка, которая обеспечивает его закрытость и безопасность. Это не обязательно будет ложь явная, может быть полуправда, или умолчание существенного, но ложь в таких отношениях будет неизбежно.

Закрытость, недоверие, неискренность, любовь «при условии» – вот почва, которая питает ложь. А ложь в свою очередь усугубляет такого рода отношения.

Желаю всем создать свободные от лжи отношения со своими детьми и близкими.




П.С. Приглашаю вас обсудить эту тему на первой он-лайн конференции Родительского Клуба, которая состоится 18-20 января. Ее участники смогут вынести на обсуждение свою конкретную проблему и получить мои рекомендации в режиме реального времени, задать уточняющие вопросы по ходу. Конференция будет проходить в закрытом разделе форума. Чтобы стать членом Клуба, надо подать заявку с кратким рассказом о себе, детях и проблемах, которые хотите решить. Стоимость участия : 3 мес. - 15дол., 6 мес. - 20.

 

По тест-группе. Желающих тестировать новую версию заочного тренинга для родителей оказалось очень много. Наверное, соблазняет возможность пройти полный курс обучения бесплатно.  :-) Прием заявок продолжается (напишите кратко о себе, какие проблемы хотите решить). Полные условия участия в тест-группе будут опубликованы в ближайших выпусках.

 
 

Татьяна Нестеренко, tnesterenko@list.ru

Сайт проекта http://tnesterenko.com

Мой проект "Родительская Школа"  - заочный интернет-тренинг, Клуб, статьи.

"Каталог наших самых Толковых Рассылок"


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.rastemvmeste
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное