Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4
миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них
еще не задействовано.
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и
взрослого человека показывает, что в процессе развития
мозга между его клетками формируются особые
мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы
протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг
за друга, откликаться на информацию извне, которую они
получают через органы чувств. Этот процесс очень
напоминает работу транзисторов в электронном компьютере.
Каждый отдельный транзистор не может работать сам по
себе, только соединенные в единую систему, они
функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее
активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В
это время зарождается примерно 70-80% таких соединений.
И по мере того как они развиваются, возрастают
возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после
рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала,
а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг
ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем
годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к
четырем годам в этот сложный процесс включается та его
часть, которая называется "лобные доли".
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал
извне, создавать его образ и запоминать его и есть та
основа, тот самый компьютер, на котором держится все
дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие
зрелые способности, как мышление, потребности,
творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они
используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась
прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это
все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов,
работая на плохом компьютере.
Робость малыша в присутствии незнакомых людей -
доказательство развития способности распознавать образы
Мне хотелось бы объяснить особое использование слова
"образ" в моей книге.
Слово "образ" чаще всего используется в значении
"схема", "устройство образца", "модель". Я же предлагаю
использовать это слово в более широком, но специальном
смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью
которого детский мозг распознает и воспринимает
информацию. Там, где взрослый человек схватывает
информацию, главным образом используя способность
логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей
уникальной способностью создавать моментальный образ:
способ мышления взрослого не доступен ребенку и придет к
нему позже.
Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной
деятельности - способность младенца различать лица
людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я
увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был
различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего
чуть больше года. Более того, он не только узнавал их,
но и давал каждому свое прозвище.
"50 человек" - цифра, может быть, не очень впечатляет,
но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в
течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты
лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы
отличить одно лицо от другого аналитическим путем.
Распознавательные способности ребенка становятся
очевидными примерно к полугоду, когда появляется
застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить
знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и
он ясно дает это понять.
Современное воспитание делает ошибку, меняя местами
период "строгости" и период "все можно"
Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те,
которые считаются "прогрессивными", полагают
неправильным сознательное обучение маленького ребенка.
Они считают, что избыток информации отрицательно
сказывается на нервной системе ребенка, и более
естественно предоставить его самому себе и разрешить
делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в
этом возрасте ребенок - эгоист и делает все только для
своего удовольствия. Поэтому родители во всем мире под
влиянием таких идей сознательно следуют принципу
"оставить в покое".
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад
или школу, моментально отказываются от этого принципа и
вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и
чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего
"ласковые" мамы превращаются в "грозных".
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть
наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо
быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает
развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его
волю, его "Я". Выражаясь точнее, родительское влияние
должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в
раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более
позднем может только погубить в нем талант и вызвать
сопротивление.