Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в
классе был особо одаренный ученик, который без видимых
усилий становился лидером класса, в то время как другой
тянулся в хвосте, как бы ни старался.
В мои годы учителя поощряли нас примерно так: "Умный ты
или нет, это не наследственность. Все зависит от своих
собственных усилий". И все же личный опыт ясно
показывал, что отличник - всегда отличник, а двоечник -
всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с
самого начала. Что было делать с этим несоответствием?
Я пришел к выводу, что способности и характер человека
не предопределены от рождения, а большей частью
формируются в определенный период его жизни. Давно идут
споры: формирует ли человека наследственность или то
образование и воспитание, которое он получает. Но до
сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная
теория не положила конец этим спорам.
Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны,
и детской психологии, с другой, показали, что ключ к
развитию умственных способностей ребенка - это его
личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в
период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не
рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от
стимуляции и степени развития головного мозга в решающие
годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего
возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Каждый ребенок может учиться хорошо - все зависит от
метода обучения
Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии
и в настоящее время президент компании, занялся
вопросами раннего развития человека. Причины частично
"общественные": мне совсем не безразличны сегодняшние
бунты молодежи и я спрашиваю себя, насколько современное
образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих
молодых людей. Есть и личная причина - мой собственный
ребенок отставал в умственном развитии.
Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не
приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями,
может развиться в нормального образованного человека,
даже если его правильно обучать с самого рождения. Глаза
мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что "нет
отсталых детей - все зависит от метода обучения". Когда
я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод
"Воспитание таланта" доктора Сузуки, метод обучения
малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как
родитель не смог в свое время ничего сделать для
собственного ребенка.
Когда я впервые занялся проблемой студенческих
беспорядков, то глубоко задумался о значении образования
и пытался понять, почему наша система порождает столько
агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне
казалось, что корни этой агрессивности в системе
университетского образования. Однако, углубляясь в
проблему, я понял, что она характерна уже и для средней
школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и,
в конце концов, пришел к выводу, что и в детском саду
влиять на ребенка уже поздно. И неожиданно эта мысль
совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его
коллеги.
Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30
лет. До этого он преподавал в младших и старших классах,
используя традиционные методы обучения. Он обнаружил,
что разница между способными и неспособными детьми очень
велика в старших классах, и поэтому решил попробовать
заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и
самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст
детей, которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре на
скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот
метод можно успешно применять в любой области
образования, я решил серьезно изучить проблему "раннего
развития".
Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев
Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие
воспитывать гениев. Я отвечаю: "Нет". Единственная цель
раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы
он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его
смышленым и добрым.
Все люди, если они не имеют физических недостатков,
рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за
разделение детей на умных и глупых, забитых и
агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если
ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти
смышленым и с твердым характером.
С моей точки зрения, основная цель раннего развития -
это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку
дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не
для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.
Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать
гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы
подготовить его в "хороший" детский сад и начальную
школу. Главное - развить в ребенке его безграничные
потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в
его жизни и в мире.
Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об
его огромных потенциальных возможностях
Я считаю, что раннее развитие связано с огромным
потенциалом новорожденного.
Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно
потому, что он так беспомощен, так велики его
потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается
гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет
только кричать и сосать молоко. А детеныши животных,
например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать,
цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи
утверждают, что новорожденный ребенок отстает от
новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и
одна из причин этого - человеческая поза при ходьбе.
Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод
уже не смог находиться в утробе до полного своего
развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем
беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим
телом уже после рождения. Точно так же он учится
пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша
животного практически сформировался к моменту рождения,
то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги.
От того, что будет записано на этом листе, зависит,
насколько одаренным станет ребенок.