Любознательность малыша. Игры на развитие любознательности до
3 лет
Едва появившись на свет, ребенок начинает активно познавать окружающий мир. На
прогулках малыши используют любую возможность для знакомства с новым огромным
миром, стараются потрогать все, до чего могут дотянуться. Иногда они находят
вещи, о которых мы давно забыли или считали навсегда потерянными.
Ребенок упрямо требует, чтобы мы с ним играли – с утра и до вечера. А почему бы
и нет? Никогда больше мир для него не будет таким удивительным и интересным.
Все, что его окружает, нуждается в его исследовании. Тяга с постижению нового
выходит за рамки безопасности и не принимает временных ограничений. Но в то же
время неиссякаемая энергия малышей иногда нас просто утомляет.
Находясь рядом с ребенком постоянно, мы учим его наблюдать за темпом жизни,
слушать и говорить, помогать понять смысл вещей и явлений.
Используя интуицию, вы можете так построить игровые занятия, что сами с огромным
удовольствием примите в них участие.
Если вы посвятите свободное время развитию любознательности ребенка, то итогом
станет расцвет его творческих способностей и критического мышления.
Предоставьте ребенку свободу в удовлетворении любознательности, и это добавит
ему радости жизни и позитивно отразится на всей его дальнейшей жизни.
Игры на развитие любознательности до 3 лет
Металлическая мелодия
Время: 5 – 10 минут
Материалы: широкая металлическая кастрюля, мелкие безопасные предметы домашнего
обихода.
Малыши часто вздрагивают, если услышат неожиданный звук. С помощью этой игры
ребенок научится соотносить источник звука и звук. По очереди бросайте мелкие
предметы в кастрюлю. Дополнительные задания
∙ Поднимайте предметы над кастрюлей как можно выше и затем бросайте
∙ Встряхивайте кастрюлю и слушайте звуки, которые издают предметы внутри ее
∙ Закройте кастрюлю крышкой и потрясите
∙ Переверните кастрюлю – пусть предметы упадут на крышку, переверните еще раз
∙ Эту игру очень удобно проводить за небольшим деревянным столиком
Эх, мне бы дотянуться и поплескаться!
Время: 5 – 10 минут
Материалы: пустая алюминиевая форма для выпечки, вода.
Изучение свойств воды – очень интересное занятие. Налейте на дно формы 3 см
воды. Поставьте форму так, чтобы ребенок мог дотянуться до поверхности воды, и
вы станете свидетелем бурного ликования. Дополнительные задания:
∙ Чтобы удивить ребенка, налейте в форму теплой воды
∙ Используйте в игре губку и мочалку из махровой ткани. Пропитайте водой,
поднимите над ванной и выжмите, имитируя водопад
∙ Добавьте пену для ванны, пищевой краситель или пахучий экстракт
∙ Бросьте в ванну несколько резиновых игрушек, которые ребенку легко ухватить.
Идем и трогаем
Время: 5 – 10 минут
Материалы: безопасные предметы домашнего обихода.
Пришла пора знакомить маленького человека с окружающим миром с высоты вашего
роста, давая ему возможность трогать те предметы, до которых он не может
дотянуться. Поносите ребенка на руках, разрешая ему трогать незнакомые предметы,
при этом называйте их. Это могут быть гобелены, рельефные украшения, дверные
звонки, каменная или кирпичная кладка. Дополнительные задания
∙ Перенесите свое занятие во двор и отыщите там незнакомые предметы, которые
стоит потрогать
∙ Потрогайте холодные и горячие водопроводные трубы
∙ Откройте холодильник и потрогайте кончиками пальцев холодные предметы
Водные качели
Время: 10 – 20 минут
Материалы: водяной газонный разбрызгиватель, качели.
Установите газонный разбрызгиватель неподалеку от качелей и направьте так, чтобы
капли попадали на малыша, когда он «влетает» в зону его действия. Это занятие
доставит и малышу, и вам много радости. Дополнительные задания
∙ Возьмите ребенка на руки. Вбегайте в зону распыления воды и выбегайте из нее.
Будьте осторожны, не упадите!
∙ Пройдите мимо разбрызгивателя под зонтом.
Игра с бумагами
Время: 5 – 10 минут
Материалы: коробка, набитая различными бумажными изделиями (страницы из
журналов, листы вощеной бумаги, телефонные справочники, салфетки, «макулатурная»
почта, каталоги, оберточная бумага).
Это занятие вызовет у ребенка восторг. Оно стоит того беспорядка, который
неотделим от этой игры. Поставьте посередине комнаты коробку, набитую
макулатурой, откройте и сядьте рядом с ребенком, чтобы помогать ему. Дополнительные задания
∙ Научите малыша рвать бумагу
∙ Скомкайте бумагу в шары и погоняйте их по комнате
∙ Разбросайте бумагу по полу и осторожно походите по ней
∙ Прорвите в листе бумаги дырку и наденьте на голову – как шляпу
∙ Используйте лист бумаги с дыркой, чтобы поиграть в «ку-ку», в прятки
Рвем на клочки
Время: 5 – 15 минут
Материалы: газета
Игра в забавной форме тренирует осязание, слух и зрение. Возьмите газету и рвите
ее на куски, вначале осторожно и тихо, а затем резко и громко Дополнительные задания
∙ Устройте импровизированное шоу, подбрасывая в воздух клочки бумаги
∙ Попробуйте аккуратно рвать газету на кусочки в форме звездочек, кружочков,
сердечек
∙ Добавьте другие сорта бумаги и, когда будете их рвать, употребляйте фразы типа
«эта рвется легко», «эту разорвать трудно».
После занятий помойте руки ребенку, если он тоже играл с газетой.
Черпаем воду ложкой
Время: 20 – 30 минут
Материалы: большая и маленькая пластмассовые кружки, глубокая пластмассовая
ложка, вода.
Таинственные свойства воды, ее текучесть неизменно интересуют малышей, что
делает воду великолепным объектом для экспериментов. Сядьте с ребенком во дворе
за небольшой низкий столик и покажите, как ложкой переливать воду из большого
сосуда в маленький. Дополнительные задания
∙ Для придания опыту большей притягательности добавьте кубики льда
∙ Бросьте в кружку с водой несколько ягодок, пусть малыш выловит их ложкой и
съест.
Игры на развитие любознательности с детьми старше 3 лет
Ищем клад
Время: 10 – 15 минут
Материалы: пластмассовая емкость, заполненная песком, небольшие металлические
предметы, магнит.
С магнитом всегда интересно работать, а в нашей игре к этому добавляется еще и
желание найти сокровища. Запрячьте в песке металлические предметы и предложите
малышу отыскать их с помощью магнита. Дополнительные задания
∙ Составьте список предметов, запрятанных в песке, и вычеркивайте каждую находку
∙ Добавьте несколько пластмассовых предметов и обсудите, чем они отличаются от
металлических
∙ Предложите ребенку пройти по комнате и собрать разнородные предметы. Поднесите
магнит к собранным вещам и проанализируйте результат.
Оказывается, имена бывают разные
Время: 5 – 10 минут
Материалы: не требуются
Дети любят, когда их зовут полным именем. В ходе игры вы поможете ребенку
узнать, что у всех людей – несколько имен, даже у мамы с папой. Сократите или,
наоборот, скажите полное свое имя и имена членов вашей семьи. Назовите знакомых,
у которых тоже есть «особые» имена. Дополнительные задания
∙ Составьте список людей, которых ребенок хорошо знает, и оцените его длину
∙ Сочините песенку, в которой повторяется имя малыша
∙ Сочините песенку, в которой звучат имена близких вам людей
Отправляемся в авантюрное путешествие
Время: 20 – 30 минут
Материалы: не требуются
Зачем прогуливаться по известным и надоевшим маршрутам? Предоставьте право
выбирать направление ребенку и безоговорочно следуйте за ним. Дополнительные задания
∙ Помогите малышу спланировать маршрут следующей прогулки. Запишите на бумаге
направление, которому вы будете следовать
∙ Выберите место для проведения пикника и отметьте на бумаге направление, число
шагов до поворотов и количество поворотов.
∙ Во время поездки в автомобиле по знакомому маршруту попросите ребенка
подсказывать вам, где нужно поворачивать
Отправляемся на автобусную экскурсию
Время: до нескольких часов
Материалы: карта, расписание движения автобусов и тарифы
Для многих детей поездка на автобусе – прекрасная возможность исследовать
окрестности или познакомиться с городом. Воспользуйтесь картой, чтобы проложить
маршрут поездки, узнайте расписание движения транспорта и стоимость проезда для
недалекого путешествия. Постарайтесь свести до минимума количество пересадок и
возьмите с собой достаточно мелочи. Дополнительное задание
∙ Вместе с ребенком уточните направление экскурсии, нанеся его на карту маршрута
движения автобуса
источник - "2000 развивающих игр и экспериментов" Сьюзан Кеттманн