ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ:
∙ развиваем кратковременную произвольную память, наблюдательность, умение считывать информацию из окружающего пространства.
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
Посадите в ряд несколько игрушек, которые ваш ребенок хорошо знает. Перечислите вслух, кто это к нам пришел. А теперь выберите «водящего» из игрушек. Например, зайку. Дайте игрушку малышу, пусть они отвернутся и «не подглядывают» (объясните малышу, что это выражение означает).
А вы пока спрячьте одну из оставшихся игрушек где-то поблизости.
Скажите: Один, два, три, четыре, пять!
А теперь иди искать!
Когда малыш повернется, пусть он сначала отгадает, кто именно спрятался. А потом отправляется искать пропажу.
Если ребенок не отгадывает спрятавшуюся игрушку, ему можно подсказать. Например, напомнить место, где лежала игрушка до исчезновения, описать ее некоторые качества (например, мягкая, красная, резиновая и т.д.), функции или назвать класс (для старших детей). Чем старше ребенок, тем больше игрушек можно брать и меньше времени отводить на рассматривание всех «игроков». Эмоциональная вовлеченность ребенка в игру увеличится, если вы предложите ребенку самому спрятать игрушку, а вспоминать и отыскивать ее будете вы.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
Память ребенка от полутора до трех лет носит непроизвольный характер, это значит, что сам ребенок не принимает решение что-либо запомнить, информация сама откладывается, потому что важна ребенку, привлекла его внимание или много раз повторялась. В игре мы ставим перед ребенком специальную мнемоническую задачу, подготавливаем его к произвольному запоминанию. Очень важно назвать словами все игрушки, принимающие участие в прятках. Для памяти ребенка слово-название – это своеобразный «якорь», позволяющий закрепить
образ объекта, даже когда он отсутствует. Кроме того, перечисляя все игрушки, мы демонстрируем ребенку способ разделить информацию на части, прежде чем запоминать, мы структурируем перцептивное поле (то есть поле восприятия), облегчая работу памяти.
Чей голос?
Возраст: от 1,5 до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ: ∙ Развиваем слуховую память ∙ Учим понимать графические изображения
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
Найдите среди ваших игрушек представителей животного мира, например собачку, кошку, поросенка, лошадку. Вырежьте из журналов картинки с изображением этих животных или сами нарисуйте их. Посадите каждую игрушку рядом с картинкой с ее изображением.
Теперь попросите малыша закрыть глаза, а сами в этот момент помяукайте, как кошечка: «Мяу! Мяу!»
Попросите малыша открыть глаза и показать на картинке животное, которое так разговаривает. Если ребенок затрудняется, попросите его дать вам в руки игрушечного зверя.
Если малыш может не только показать карточку с изображением животного, но и сказать, как оно называется, попросите его это сделать.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ:
Чтобы отыскать необходимое животное на картинке и среди игрушек, малыш должен удерживать в памяти звуки, которые «издавал» этот персонаж, то есть использовать свою слуховую память.
Кроме того, он должен правильно соотнести изображение с «голосом» того или иного животного. Если ребенок может правильно выполнить задание, это означает, что он начинает делать первые шаги от наглядного к образному мышлению.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития малыша" Н.Шпикова, Т.Шульман
Кулисы на дачной веранде (Театр на домашних подмостках)
Особенно здорово театральные эксперименты удаются на даче. Здесь родители никуда не спешат и предоставлены едва ли не в полную собственность своих чад. Если в городе дети, даже живущие по соседству, достаточно мало времени проводят вместе, то на даче общение длится от зари до зари: шумные компании плавно перемещаются с одного участка на другой, возятся на улицах и лесных опушках.
И даже если вы никогда не помышляли о театральной карьере, попробуйте созвать соседских ребятишек, от мала до велика, и устроить домашний спектакль. В дачном представлении с удовольствием примут участие и двухлетние крошки, и школьники, заскучавшие от отсутствия новых впечатлений. А может, мамы, бабушки и даже папы отложат на время захватывающую борьбу с вредителями и сорняками и тоже присоединятся к репетициям?
Для начала выбираем... нет, не пьесу, а реквизит. Поройтесь в сарае или на чердаке, куда, наверное, не одно поколение ваших родных "на всякий случай" складывало вышедшие из употребления вещи. Возможно, именно здесь вы обнаружите идею будущего спектакля: раскопали кузовок из лыка размером с трехлетнего ребенка (попадаются иногда такие в старых деревенских домах)? Конечно же, будем ставить "Машу и медведя!". Отыскали деревянную лопату? Будем сажать на ней в печь Бабу Ягу во время спектакля
про пряничный домик! А допотопный зонтик отлично пригодится в "Оле-Лукойе". На чердаке нашелся ящик кружев, которые в незапамятные времена вязала крючком ваша хозяйственная прабабушка? Поставим "Принцессу на горошине", и пусть весь королевский двор щеголяет в кружевных пелеринах...
Вообще же для постановки можно выбрать любую недлинную сказку или веселый рассказ (например, "Двенадцать месяцев" С.Маршака, "Пастушка и трубочист" Г.Х.Андерсена, "Мишкина каша", "Живая шляпа" Н.Носова и т.д.), главное, чтобы сюжет был ярким и динамичным, роли недлинными, а их исполнение не требовало особого артистизма. Чем смелее и абсурднее будет режиссерский замысел, тем с большим азартом откликнутся на ваше предложение дети. Разве не здорово поставить рок-оперу "Мойдодыр"
или авантюрный вестерн "Колобок". Можно придумать пьесу и самим. "Красная Шапочка - 2" или "Три поросенка 20 лет спустя" пойдут на "ура"!
А где будем показывать спектакль? Если у вас есть открытая веранда, ее легко превратить в великолепную сцену, а перед домом можно расставить стулья или просто разложить на земле подстилки - вот вам и зрительный зал. А можно устроить сцену прямо в саду, натянув между деревьями веревки для занавеса и кулис.
Конечно, львиная доля работы по созданию пьесы и постановке спектакля ляжет на родителей, особенно если "артисты" еще совсем маленькие. И все же у детей не должно сложиться ощущение, что они здесь - всего лишь марионетки, выполняющие замысел старших. Даже самые крохотные должны чувствовать, что все самое важное делают именно они, что с их мнением считаются, а все предложения внимательно выслушивают и пускают в дело.
Чем младше ваши артисты, тем меньше должно быть репетиций, иначе детям быстро надоест повторять одно и то же, и игра утратит привлекательность. Самым маленьким лучше всего рассказать общую идею спектакля и предложить импровизировать, а кто-то из взрослых будет выполнять роль суфлера. Репетируя, не стремитесь достигнуть совершенства, главное, чтобы дети запомнили основные мизансцены и знали, кто за кем говорит, а если "актеры" и перепутают текст, большой беды не будет, главное, чтобы дети почувствовали
радость совместного творчества. В любом случае подготовка к спектаклю недолжна занять больше недели: этого хватит, чтобы выбрать или сочинить пьесу, смастерить реквизит и декорации, провести несколько репетиций.
При постановке "дачного" спектакля репетиции не повредят, ведь сейчас вам важен не только и не столько результат: несколько дней подготовки к спектаклю разнообразят скучноватый дачный досуг, увлекут малышей новым, необычным делом, помогут сдружиться соседям, как маленьким так и взрослым. И все же не стоит затягивать процесс: проведите три-четыре репетиции и в ближайшие выходные, когда соберутся родные из города, созывайте гостей на премьеру. И уж поверьте, что впечатления об этом празднике останутся
в памяти вашего ребенка среди самых светлых и радостных воспоминаний детства. А сказки и истории, разыгранные во время домашних спектаклей, он будет помнить наизусть долгие-долгие годы.
источник - "Раннее развитие. Как приучить ребенка читать" Ася
Штейн