Если вы собрались в музей, подготовьте ребенка к этому событию.
∙ Заранее выберите залы, которые будете смотреть. Пусть хотя бы какие-то
экспонаты будут ему знакомы. Радость узнавания украсит вашу экскурсию.
∙ Начните с малого. Сходите сперва на небольшую выставку, где экспонатов немного
и они легко воспринимаются детьми (народная игрушка, детский рисунок, живопись
или графика сказочной тематики, скульптура – все это обычно очень нравится самым
маленьким посетителям).
∙ Не планируйте долгое пребывание в музее. Годовалому хватит и 15-20 минут.
Хорошо подготовленный 2-3 летний малыш может ходить и смотреть гораздо дольше, а
если папа посадит на шею – сколько угодно!
∙ Не забудьте до входа в залы напоить (а возможно, и слегка подкормить) малыша и
сводить его в туалет.
∙ Не стоит брать маленького ребенка на «взрослую» экскурсию – для него это
скучно и долго. Лучшим экскурсоводом для ребенка являетесь вы.
∙ Не навязывайте ребенку свой маршрут. Пусть смотрит то, что ему нравится. Можно
незаметно направить его к полюбившейся вам картине, но не настаивайте, если он
не хочет.
∙ При первых признаках усталости (нытье, беготня, присаживание на все скамейки)
– уводите немедленно. Иначе впечатление от посещения выставки будет испорчено.
∙ Если есть возможность, купите вместе с ребенком открытку, репродукцию, книжку
с изображением увиденных в музее произведений. Хорошо если малыш выберет
открытки сам. Дома ребенок может самостоятельно вставить в «альбом-музей» новые
открытки. Это надолго сохранит и радость, и память о поездке.
∙ Побуждайте (но не заставляйте) малыша рассказывать об увиденном родственникам,
друзьям. При этом рассказ вы можете начать сами, обращаясь к ребенку за
подтверждением или уточнением.
источник - В. Г. Дмитриева "Методика раннего развития Сесиль
Лупан от 0 до 3 дет"
Цель: развитие воображения ребенка
Оборудование: не требуется
Ход игры. Малыш и взрослый разглядывают проплывающие по небу облака, трещины
стен, пятна и находят в них сходство с предметами окружающего мира. Каждый
должен назвать, на что, по его мнению, похож тот или иной объект.
Игра «Что было дальше?»
Цель: развитие воображения и фантазии ребенка
Оборудование: не требуется
Ход игры. Взрослый произносит несколько слов, не связанных между собой, а малыш
должен придумать и продолжить историю. Например, Снегурочка и море, Дед Мороз и
лето, Золушка и дирижабль.
Игра «Перевертыш, все наоборот»
Цель: развитие внимания, фантазии ребенка
Оборудование: не требуется
Ход игры. Взрослый предлагает малышу пересказать наоборот любимую сказку,
например, три поросенка охотились за волком.
Игра «Если бы я был…»
Цель: развитие творческого воображения у ребенка
Оборудование: не требуется
Ход игры. Взрослый предлагает малышу пофантазировать, что было бы, если бы малыш
стал героем какой-нибудь сказки? Малыш может придумать свою историю или
рассказать новое продолжение известного сюжета.
источник - А. Прокофьева, И. Самойленко "Лучшие развивающие игры
для детей до 2-х лет"
Цель. Развивать навыки категоризации, улучшать зрительную память.
Необходимые материалы. Карточки, ножницы, клей, карандаши и картинки из
журналов.
Количество игроков. От 2 до 4.
Время. Отведите 15 минут или больше.
Как играть. Сначала нужно подготовиться к игре. Вы или ваш ребенок можете
нарисовать предметы на карточках или наклеить на карточки картинки из журнала.
Когда участники рисуют предметы или выбирают картинки, они должны найти к ним
пару – предмет, соответствующий той же категории – например, яблоко и банан,
автомобиль и самолет, попугай и голубь. Возможно, вам придется помочь детям
помладше подобрать такие пары.
Для того, чтобы начать игру, дети перемешивают карточки и кладут их на пол или
на стол изображением вниз. Первый игрок переворачивает две карточки. Если их
нельзя отнести к одной категории, то игрок возвращает каждую из них на прежнее
место, перевернув картинкой вниз. Следующий игрок переворачивает одну карточку и
определяет, соответствует ли предмет на ней тем категориям, которые были на
карточках предыдущего игрока. Если да, то он пытается вспомнить из расположение,
чтобы подобрать пару. Если ему это удается, то он забирает две карточки в свою
стопку. Если карточка, которую он вытянул, не соответствует ни одной из
категорий предыдущего игрока, то он еще раз переворачивает на выбор любую
другую. Если карточки подходят друг другу, то игрок забирает их в свою стопку.
Если нет, то возвращает их на прежние места. В процессе игры, когда большинство
карточек были хотя бы раз открыты, у игроков появляется шанс быстро подобрать
пары, если они помнят их расположение. Участник, который собрал больше всего
парных предметов в конце игры, побеждает.
Модификация для детей старшего возраста. Если в игре участвуют дети
старшего возраста, то количество карточек можно увеличить.
Подсказки и варианты. Вы можете менять уровень сложности игры, определяя
количество используемых карточек. Чем больше карточек, тем сложнее игра. С
маленькими детьми начните с десяти и увеличивайте количество по мере того, как
они будут становиться более опытными. Дети постарше могут использовать до
пятидесяти карточек.
Игроки могут случайно выбрать предметы, которые подходят одновременно нескольким
категориям. Например, такими предметами могут быть автомобиль, поезд, самолет и
облако. Игрок, подбиравший пары, исходил из того, что самолет и облако – это
предметы в воздухе, а игрок, который перевернул карточку с самолетом, объединил
его с поездом, поскольку оба эти предмета являются средствами передвижения.
Когда так случается, ребенок, который сможет доказать свой выбор, имеет право
оставить такую пару. Способность объяснить, по какому признаку можно объединить
два предмета, активизируется, когда дети должны дать обоснование своим парным
карточкам. Когда это происходит, в игре могут остаться несколько непарных
картинок.
Развиваемые навыки. В этой игре дети оттачивают умение группировать
предметы, которое может помочь им в обучении чтению. Они должны знать разницу
между цифрами и буквами, прежде чем начнут читать. Когда дети становятся старше,
способность группировать информацию облегчает учебный процесс.
Поскольку дети сами мастерят карточки для игры, то они должны придумать
предметы, которые соответствуют той или иной категории. Кроме того, что это
развивает воображение и навыки категоризации, этот процесс просто доставляет
удовольствие.
источник - "Познавательные игры для детей 3 – 12 лет" Ч. Г. Таттл,
П. Х. Пакет