На смену рту в качестве основного инструмента познания мира приходят пальцы, и
ребенку становится гораздо интереснее играть, ведь теперь он может вертеть
игрушки в руках, играть ими, а самое главное – разбирать на составные части и
пытаться заново собрать. В этом возрасте, играя с водой, песком, кубиками,
игрушками на колесиках и разнообразными конструкторами, малыши знакомятся с
основами физики. Их интересует все: из чего состоит, как работает, сколько весит
и какое на ощупь. Вы постоянно будете слышать вопросы «как?» и «почему?».
Это период повышенной двигательной активности малыша. Ребенок будет взбираться
все выше, двигаться все быстрее, постоянно вынуждая вас поднимать планку уровня
безопасности. Помните, что детям дошкольного возраста неведом инстинкт
самосохранения. Вам следует внимательно следить за их играми, стараясь не
демонстрировать излишней осмотрительности или страха перед их бравадой.
Если хотите воспитать хорошо развитого физически ребенка, необходимо поощрять
его участие в играх с повышенной физической нагрузкой. Пусть дети бегают,
карабкаются, прыгают на игровой площадке или во дворе. Координацию движений
помогает развить раскрашивание, складывание мозаик из 20 – 30 составных частей,
нанизывание на нитку бисеринок и бус, участие в посадке деревьев. Ваше чадо
будет с удовольствием работать с художественными материалами, красками, кистями,
цветными мелками. И с особым наслаждением слушать рассказы и разглядывать
книжки, расширяющие кругозор и развивающие воображение.
Необходимо научить ребенка, хотя иногда это довольно сложно, умению ждать,
делиться, становится в очередь. Правда, обучение этим качествам необходимо
строго дозировать. С развитием воображения могут начаться ночные кошмары с
битвами против чудовищ и прочих ужасных созданий. Это сигнал о развитии памяти и
о желании малыша угодить взрослым.
Игра постепенно начинает приобретать формы коллективной деятельности, хотя
спокойный ребенок предпочтет играть неподалеку, не вступая во взаимодействие с
остальными детьми. Дошкольники начинают уже использовать слова, вместо того,
чтобы толкать, тянуть или плакать, чтобы показать направление, в котором им
хотелось бы пойти.
Игровая задача №1: вырабатывайте у дошкольника основные навыки пребывания в
коллективе.
Сейчас вашему малышу полезно посещать игровые площадки, дошкольные кружки или
секции, где выработка спортивных или коллективных навыков происходит
естественным образом. Постарайтесь не вмешиваться больше, чем нужно, в их
неуклюжие попытки поиграть с другими ребятами. Прежде чем привести ребенка в
коллектив, спросите у себя:
∙ Получит ли мой ребенок физическую нагрузку, достаточную для развития мускулов
и укрепления скелета?
∙ Готов ли мой ребенок бить по мячу и бросать его?
∙ Готов ли мой ребенок прыгать и карабкаться?
∙ Хватит ли нам времени для того, чтобы заниматься данным видом деятельности?
∙ Способен ли мой ребенок играть с детьми его возраста, не конфликтуя?
∙ Способен ли мой ребенок отдавать команды и получать от других детей?
Игровая задача №2: используйте все возможности для развития моторных навыков.
Предложите ребенку нанизать на нитку бисер и другие мелкие предметы, нарисовать
или раскрасить несложные рисунки, построить что-либо из кубиков, вылепить
что-нибудь из теста или глины. По мере формирования моторных навыков подумайте
над следующими вопросами:
∙ Достаточно ли укрепляются во время этих занятий пальцы ребенка, чтобы затем
можно было приступить к рисованию и письму?
∙ Интересно ли нам рисовать и сочинять сказки вдвоем?
∙ Хватает ли у нас в доме карандашей, кисточек, мелков и бумаги или стоит
подождать, пока ребенок сам попросит их купить?
Игровая задача №3: поощряйте веселые фантазии и игры, развивающие воображение.
Во время посещения магазина представьте, что вы вышли на охоту, стоя в час пик в
дорожной пробке, сымитируйте полет на Луну, во время посещения парка или гуляя в
окрестностях своего дома, вообразите, что вы – исследователи джунглей. Когда вы
вдвоем фантазируете, задавайте себе следующие вопросы:
∙ Могу ли я регулярно устраивать такие игры и уделять им достаточно внимания?
∙ Читаю ли я ребенку сказки и книги, которые будят его воображение?
∙ Поощряю ли игры своего ребенка в куклы и с мягкими игрушками, чтобы научить
его выражать сложные чувства?
источник - "2000 развивающих игр и экспериментов". Сьюзан Кеттман
Возраст: от 2 до 5 лет.
Что мы делаем:
∙ Развиваем мимическую мускулатуру, умение произвольно контролировать мимику.
Как мы это делаем?
Сначала мы посадим малыша перед собой и покажем ему, как можно сделать разное
выражение лица. Веселое, грустное, обиженное, плачущее, восторженное, хмурое,
доброе, ласковое.
А теперь скажите, что сегодня вы будете режиссером и вам нужно снять самый
настоящий фильм, где главную роль будет исполнять артист ……. (имя вашего
малыша)!
Командуйте “парадом”:
- На улице идет сильный дождик. Ты смотришь в окно и грустишь.
- Появилась красивая радуга! Восхищайся!
- Ты увидел солнышко. Радуйся! Веселись!
Вы можете снять действие на видеокамеру для домашней коллекции. Кто знает, может
быть, ваш ребенок станет в дальнейшем настоящим актером, и тогда ваши съемки
будут признаны уникальными!
А можно использовать игрушечную камеру, снимая “понарошку”.
Зачем и почему мы это делаем:
У маленьких детей очень подвижные физиономии, кажется, что им не составляет
особого труда изобразить то или иное выражение на своем лице. Однако это
представление не вполне верно. Малыш непроизвольно отображает на лице разные
эмоции, но сам не умеет контролировать выражения своего лица, его мимика
непосредственна. В этой игре мы предлагаем ребенку научиться управлять своей
мимикой. Поначалу выражения лица нашего малыша будут нарочитыми,
преувеличенными. Естественность придет после многократных тренировок. Бесспорно,
в ходе подобных игр будут достигнуты и дополнительные результаты: малыш научится
более открыто выражать свои эмоции в обычной жизни и может проявиться его
творческий актерский потенциал.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития
малыша". Н. Шпикова, Т. Шульман
Темы выпуска
1. Игры с детьми дошкольного
возраста (3 – 4 года)
2. Веселые артисты. Игра для детей от 2 до 5 лет.