Как мы это делаем:
Расстелите на полу коврик или одеяло, лягте на него, а малыша положите себе на
живот.
Постарайтесь привлечь внимание малыша. Для этого назовите его по имени, покажите
яркую погремушку, потрясите ею. Услышав звук, малыш будет стараться поднять
голову и отыскать источник звука.
Комментарий к игре.
Ребенок должен комфортно себя чувствовать: проследите за температурой в комнате;
прежде чем начинать игру, погладьте малыша по спинке, ножкам, ручкам. Прекращать
игру надо еще до того, как младенец начнет демонстрировать недовольство, тогда в
следующий раз он охотно поддержит игру.
Зачем и почему мы это делаем:
Ребенок еще не может держать головку самостоятельно, но уже предпринимает
попытки, лежа на животе её немного приподнять. В игре мы стимулируем ребенка
поднимать головку на звук погремушки, тем самым включаются в работу мышцы шеи и
спины. Телесный контакт успокаивает маленького; если взрослый расслаблен,
спокоен, то и ребенок спокойно и с удовольствием будет поддерживать игру.
Я покручусь-поверчусь!
Возраст: от 2 до 4 месяцев.
Что мы делаем:
- Укрепляем мышцы тела, готовимся к самостоятельному перевороту с живота на
спину.
Как мы это делаем:
Положите малыша на правый бок. Поддерживая его за спину, постепенно убирайте
руку. Малыш следует за вашей рукой. Когда он окажется на спинке, похвалите его,
погладьте. Проделайте это упражнение несколько раз. У малыша оно вызовет
восторженные эмоции!
Зачем и почему мы это делаем:
Поскольку ребенок сам еще почти не двигается или двигается очень мало, мышцы не
получают достаточной нагрузки, и любые действия родителей с ручками, ножками,
телом ребенка будут укреплять его мышечную систему. Родители как бы делают
зарядку за своего малыша. Прежде чем ребенок освоит самостоятельные активные
перевороты, мы отрабатываем их в пассивном режиме. Мышцы тела “запоминают”
комбинации напряжений и расслаблений, что облегчает формирование нового
двигательного навыка.
Наши пальчики
Возраст: от 3 до 6 месяцев.
Что мы делаем:
- Укрепляем мышцы плечевого пояса.
- Стимулируем развитие мелкой моторики.
Как мы это делаем:
Положите ребенка на спинку. Помассируйте ладошки. Загибая пальчики,
приговаривайте:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а это пальчик – я.
Вместе дружная семья!
После этого вложите малышу в ладошки большие пальцы своих рук, при этом
остальные пальцы крепко обхватывают кисть младенца. Потяните осторожно ребенка
на себя, а потом бережно опускайте, приговаривая в такт:
Тянем-потянем.
Вытянули нашу репку!
В конце игры похвалите малыша, скажите, что он растет сильным и ловким.
Прикоснитесь к ручкам ребенка, погладьте его по спинке.
Зачем и почему мы это делаем:
Массаж ладошек и каждого пальчика по отдельности чрезвычайно полезен с точки
зрения развития мозга малыша. На двигательных участках коры головного мозга
представительство кистей рук занимает место большее, чем все туловище. Ребенок
еще не умеет совершать самостоятельно мелкие движения пальчиками, а наш массаж
активирует эти участки коры. В дальнейшем уровень развития мелкой моторики будет
напрямую связан с развитием речи.
Второй значимый момент в игре – присаживание. Мы укрепляем мышцы плечевого пояса
за счет того, что ребенку приходится удерживать почти весь вес своего тела на
руках. Впоследствии сильный плечевой пояс обеспечит ребенку легкое освоение
ползания и самостоятельное присаживание и вставание с опорой на руки.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития
малыша". Н. Шпикова, Т. Шульман
Как мы это делаем:
Возьмите большой надувной мяч. Можете накрыть его мягкой пеленкой.
Положите малыша на мячик и покатайте его вперед-назад, приговаривая:
Качи! Качи! Качели!
Раз! И полетели!
Два! И покатились!
Бах! И свалились!
Наклоните мяч таким образом, чтобы малыш начал скатываться с мяча вперед,
выставив ручки.
Комментарий к игре.
Класть на мяч можно и на спинку, и на живот. Положение на спине не нравится
деткам, которым уже исполнилось полгода.
Малышам нравится ощущение резиновой поверхности под ладошками, они с
удовольствием будут по ней похлопывать, если взрослый покажет, как это можно
делать. Чтобы ребенок догадался выставить ручки вперед в конце игры, перед
ним можно положить игрушку, он потянется за ней и оторвет руки от мяча.
Зачем и почему мы это делаем:
Изменение положения тела в пространстве хорошо развивает вестибулярный
аппарат, чувство равновесия. Катание на мяче традиционно включается в
программы массажа для малышей до года, потому что двигательные навыки,
которые ребенок осваивает в течение первого года жизни (ползание, сидение,
ходьба), теснейшим образом связаны с работой вестибулярного аппарата. Одной
из частых причин задержки в освоении этих действий – неразвитое чувство
равновесия.
На саночках
Возраст: от 4 до 15 мес.
Что мы делаем:
- Развиваем вестибулярный аппарат.
Как мы это делаем:
Возьмите большое одеяло. Положите его на пол. На него положите или посадите
вашего малыша. Тихонечко прокатите его, как на санках. Не делайте резких
движений, чтобы младенец мог удержать равновесие и не испугался.
Когда катите ребенка, приговаривайте:
Едет поезд: чух-чух,
Едет быстро: ух-ух!
Или:
Иго-го! Иго-го! Увезу вас далеко!
Ваш ребенок будет в восторге от такой поездки.
Зачем и почему мы это делаем:
Для малыша, который еще не умеет передвигаться самостоятельно, любое
перемещение в пространстве – чудо. Он получает удивительную возможность
изменить точку зрения, увидеть привычные вещи по-новому, расширить границы
своего мировосприятия. На ручках ребенок уже неоднократно путешествовал по
квартире, в нашей игре мы предлагаем ему новый способ перемещения.
Существенным развивающим моментом здесь является то, что мы не придерживаем
ребенка, он ощущает движение собственного тела без помех и сам должен
приспособиться к изменению положения тела в пространстве, поймать
равновесие.
источник - "Играй и умней! 140 двухминутных игр для развития
малыша". Н. Шпикова, Т. Шульман
Игра с ребенком, начинающим ходить (один – два года)
У детей, вышедших из младенческого возраста, хорошо известных своим упрямым и
требовательным поведением, мы легко сможем распознать основные черты личности.
Для этого потребуется известная доля выдержки и умение незаметно держаться
позади ребенка. Терпение у малышей ограничено, а их желания отличаются
настойчивостью и требуют немедленного удовлетворения. Они упрямы, а иногда
подвержены приступам ярости. Следует спокойно относиться к подобным неприятным
моментам как к издержкам данного возраста. Для ребенка это время – возраст
постоянных открытий и освоения окружающего мира, время, когда переменчивое
поведение уравновешивается огромным желанием веселиться и устанавливаются
прочные привязанности к любимым людям.
Малыши раннего возраста любят, когда их трогают и обнимают. Одним требуется ваше
постоянное присутствие, другие испытывают в этом необходимость только при
угрозе, в состоянии усталости или нерешительности. Главная цель данного этапа
развития – обучение навыкам ходьбы и речи. Прогресс заключается в переходе от
ползания к попыткам встать на ноги и постоять, сделать несколько неуверенных
шагов и, наконец, научиться ходить на максимальной скорости.
С высоты своего роста мир кажется ребенку совершенно новым, неизвестным, и все,
до чего можно достать, превращается в предмет исследования и забавы. У детей в
этом возрасте недостаточно развита память, поэтому они тут же забывают все, что
вы им только что сказали. Поэтому, несмотря на то, что в тот момент, когда вы им
что-то объясняете, они согласно кивают головой и, как кажется, все прекрасно
понимают, нельзя требовать от них соблюдения дисциплины и правил поведения.
Постепенно начинают формироваться слова, а затем складываться в умильные
выражения. Хотя иногда малыши начинают разговаривать подобно взрослым.
В ходе игр вы не должны забывать об этом комплексе разнообразных факторов. Вам
придется смириться и с недостатком любви и внимания со стороны малыша. Из-за
стремления к постижению нового мира у него на это просто не хватит времени.
Игровая задача №1: помочь ребенку проявить свои пристрастия путем повторения его
любимых забав.
Дети раннего возраста обожают раз за разом повторять некоторые действия и
нескончаемо играть с любимыми предметами. Любимая кукла и боготворимый сборник
сказок никогда не надоедают, а бессмысленная на первый взгляд деятельность,
вроде постоянного заполнения чего-либо чем-либо и опорожнения, может оказаться
самой любимой забавой. Многократная нагрузка, а затем разгрузка всякой всячиной
всевозможных коробочек, сумочек, кошелечков и прочих емкостей вызывает бурный
восторг и может продолжаться бесконечно. Детям никогда не надоедает приятное
занятие, и во время игры с ними подумайте:
∙ Чем мой ребенок любит заниматься больше всего?
∙ Занимаемся ли мы его любимым делом каждый день?
∙ А не настало ли время, чтобы подурачиться и спеть пару песен?
Игровая задача №2: обеспечьте малышу максимум безопасности.
Ваш малыш устанавливает в доме свое полное господство, поэтому постоянно помните
о его безопасности. Приспособьте несколько тумбочек, ящиков в шкафу и коробок
для хранения его любимых вещей. Как можно чаще выводите малыша из дому на
«исследовательские» прогулки. Собираясь в очередное «исследовательское
путешествие», задайте себе вопросы:
∙ Какие предметы расположены на уровне глаз моего ребенка?
∙ Безопасно ли место, которое мы собираемся исследовать? (Может быть, вам стоит
присесть и оглядеться?)
∙ Сохраняется ли игровая площадка свою привлекательность и новизну, часто
добавляются или убираются предметы для игр?
∙ Есть ли на площадке места, где можно сложить любимые игрушки ребенка так,
чтобы он мог доставать их без моей помощи?
Игровая задача №3: будьте готовы посадить малыша к себе на колени в любой
момент, когда он захочет.
Поведение ребенка в игре непредсказуемо. Он может перевозбудиться, устать,
испугаться без видимой причины. Как правило, несколько минут, проведенных на
коленях, восстанавливают настроение, и малыш возобновляет любимую игру. Помните
об этом и задайте себе вопросы:
∙ Как часто ребенку требуется помощь и ободрение?
∙ Можно ли предупредить события, которые могут испугать или расстроить моего
ребенка?
∙ Запланированы ли у меня спокойные игры, противовес оживленным забавам, которые
не позволят ребенку перевозбудиться?
источник - "2000 развивающих игр и экспериментов". Сьюзан Кеттман
Игры на развитие силы, ловкости и координации малыша до
года
1. Игры: Поваляемся!, Я покручусь-поверчусь!, Наши пальчики
2. Игры: Покатаемся на мячике, На саночках
3. Игра с ребенком, начинающим ходить (один – два года)