Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мой первый ребенок. Идеи. Опыт. Советы. Нужно ли учить ребенка нотной грамоте


Выпуск 63. Нужно ли учить ребенка нотной грамоте

 

Приветствую вас, друзья!

В одном из своих выпусков я рассказывала вам о методике Железновых для занятия с малышом после года.

 

Сегодня я хочу привести вам опыт еще одной мамы, которая очень творчески подошла к использованию этой методики. Вот ее рассказ: 

"Долгое время я никак не могла решить для себя вопрос: нужно ли учить ребенка нотной грамоте? Не достаточно ли просто слушать и петь, развивать чувство ритма, познакомиться с музыкальными инструментами и т.д.?

 

Музыкой мы занимаемся с периода беременности. В 2 месяца пошли на групповые занятия. На занятиях мы пели песенки, выполняли упражнения под музыку, играли на инструментах. Учить ли с ребенком ноты, преподаватель не ответила.

 

Я нашла ответ через 2 года. И все сразу встало на свои места.

 

Ответом стала статья «Мастер-класс по музыке»

 

Автор разделяет понятия занятия музыкой как освоение музыкального языка и занятия о музыке – все, что связано с музыкой, кроме музыкальной грамоты.

 

Делается вывод, что именно освоение музыкального языка (т.е. умение читать с листа, подбирать на слух, записывать музыку нотами) развивает абсолютный слух и помогает понимать и чувствовать музыку.

 

Важно! В обучении музыке все органы чувств одновременно – зрение, слух, восприятие, координация.

 

Еще важнее! История знает слепых музыкантов и даже глухих композиторов. Часто приходится видеть, как человек играет, не зная нот. Но нет ни одного музыканта, который бы не владел координацией своих рук и пальцев.

 

То есть, занимаясь с малышом музыкой, мы развиваем все его органы чувств, а также мелкую моторику и координацию рук и пальцев. А что это значит для ребенка, вы и сами знаете: это развитие интеллекта!

 

И тут меня осенило – ведь это методика Железновых! Подробнее с ней вы можете познакомиться на сайте http://www.m-w-m.ru/

 

У педагогов Сергея и Екатерины Железновых записан целый ряд аудио- и видеозанятий с малышами. Это детские песенки-потешки, записанные голосами детей. Каждая песенка поется сначала словами, а потом нотами.

 

Я раньше не понимала, зачем они поют все песни словами и нотами. Считала, что слух развивается другим путем (но не знала, каким), что важно развивать чувство ритма (ну это-то в их методике есть). Теперь все встало на свои места, и мы снова слушаем их диски и вместе с детками поем по нотам.

 

Я сделала специальный нотный стан на гофрокартоне. Включаю диски и показываю на нотном стане, как развивается мелодия. Сереже это нравится – он просит включить диски, поет песенки, повторяет названия нот, следит, как я «прыгаю» пальцами в направлении мелодии.

 

Вот в какие игры для развития музыкального слуха мы играем.

 

"Угадай-ка"

Прячу под платком погремушку, колокольчик, бубен, деревянный кубик для стука, шитый мячик с шуршащим наполнителем. Нужно угадать по звуку предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали.

 

"Мячики"

Я сшила много мячиков с различными наполнителями – бумагой, ватой, погремушкой, макаронами, крупой, пакетом и т.д.

 

Сереже предлагаю отвернуться и закрыть глаза. Ему это нравится. Сама издаю мячиком звуки, а сын угадывает, какой шитый мячик звучит.

 

"Кто поет?"

Играю на верхней пластинке металлофона и сообщаю, что это поет птичка. На нижней пластинке – мишка. Затем Сережа отворачивается и угадывает, кто поет.

 

В эти игры удобнее играть на фортепиано. У нас его нет, поэтому мы пользуемся пока металлофоном.

 

"Комарики"

Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук "з". Малыш должен найти эту клавишу - "прихлопнуть комара, пока не укусил". Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.

 

"Гости"

Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для некоторых нот. "До" - доктор, "ми"- мишка, "ля"- лягушка и т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу - ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.

 

"Прятки"

Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на пианино.

 

Кроме игр, мы занимаемся по дискам Железновых. Сереже больше всех нравится диск «Азбука-потешка», песенка «Аты-баты». В почете также «Сказочки-шумелки» и DVD «Веселая гимнастика для малышей». Подробнее о дисках здесь и здесь.

 

Сейчас для меня важнее не столько выучить с ребенком ноты, сколько дать ему понять, что наряду с другими существует еще один язык – музыкальный.

 

Елена Мулюкина. Автор бесплатного  мини-курса "Как создать собственную систему развития малыша""  

 

Игры, которые придумала Елена очень простые и увлекательные. Попробуйте и вы поиграть в них со своим малышом.

 

 

До встречи в следующем выпуске.

Ирина Наприенко. 


В избранное