Мой первый ребенок. Идеи. Опыт. Советы. Нужно ли учить ребенка нотной грамоте
Выпуск 63. Нужно ли учить ребенка нотной грамоте
Приветствую вас, друзья!
В одном из своих выпусков я рассказывала вам о методике
Железновых для занятия с малышом после года.
Сегодня я хочу привести вам опыт еще одной мамы, которая очень творчески подошла к использованию этой методики. Вот ее рассказ:
"Долгое время я никак не могла решить для себя вопрос: нужно
ли учить ребенка нотной грамоте? Не достаточно ли просто слушать и петь,
развивать чувство ритма, познакомиться с музыкальными инструментами и т.д.?
Музыкой мы занимаемся с периода беременности. В 2 месяца
пошли на групповые занятия. На занятиях мы пели песенки, выполняли упражнения
под музыку, играли на инструментах. Учить ли с ребенком ноты, преподаватель не
ответила.
Я нашла ответ через 2 года. И все сразу встало на свои
места.
Автор разделяет понятия занятия музыкой как освоение
музыкального языка и занятия о музыке – все, что связано с музыкой, кроме
музыкальной грамоты.
Делается вывод, что именно освоение музыкального языка (т.е.
умение читать с листа, подбирать на слух, записывать музыку нотами) развивает
абсолютный слух и помогает понимать и чувствовать музыку.
Важно! В обучении музыке все органы чувств одновременно –
зрение, слух, восприятие, координация.
Еще важнее! История знает слепых музыкантов и даже глухих
композиторов. Часто приходится видеть, как человек играет, не зная нот. Но нет
ни одного музыканта, который бы не владел координацией своих рук и пальцев.
То есть, занимаясь с малышом музыкой, мы развиваем все его
органы чувств, а также мелкую моторику и координацию рук и пальцев. А что это
значит для ребенка, вы и сами знаете: это развитие интеллекта!
И тут меня осенило – ведь это методика Железновых! Подробнее
с ней вы можете познакомиться на сайте http://www.m-w-m.ru/
У педагогов Сергея и Екатерины Железновых записан целый ряд
аудио- и видеозанятий с малышами. Это детские песенки-потешки, записанные
голосами детей. Каждая песенка поется сначала словами, а потом нотами.
Я раньше не понимала, зачем они поют все песни словами и
нотами. Считала, что слух развивается другим путем (но не знала, каким), что
важно развивать чувство ритма (ну это-то в их методике есть). Теперь все встало
на свои места, и мы снова слушаем их диски и вместе с детками поем по нотам.
Я сделала специальный нотный стан на гофрокартоне. Включаю
диски и показываю на нотном стане, как развивается мелодия. Сереже это нравится
– он просит включить диски, поет песенки, повторяет названия нот, следит, как я
«прыгаю» пальцами в направлении мелодии.
Вот в какие игры для развития музыкального слуха мы играем.
"Угадай-ка"
Прячу под платком погремушку, колокольчик, бубен, деревянный
кубик для стука, шитый мячик с шуршащим наполнителем. Нужно угадать по звуку
предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали.
"Мячики"
Я сшила много мячиков с различными наполнителями – бумагой,
ватой, погремушкой, макаронами, крупой, пакетом и т.д.
Сереже предлагаю отвернуться и закрыть глаза. Ему это
нравится. Сама издаю мячиком звуки, а сын угадывает, какой шитый мячик звучит.
"Кто поет?"
Играю на верхней пластинке металлофона и сообщаю, что это
поет птичка. На нижней пластинке – мишка. Затем Сережа отворачивается и
угадывает, кто поет.
В эти игры удобнее играть на фортепиано. У нас его нет,
поэтому мы пользуемся пока металлофоном.
"Комарики"
Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу
и поёт её на звук "з". Малыш должен найти эту клавишу -
"прихлопнуть комара, пока не укусил". Мама продолжает тянуть звук,
пока малыш не угадает клавишу.
"Гости"
Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для
некоторых нот. "До" - доктор, "ми"- мишка, "ля"-
лягушка и т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу - ребёнок угадывает: чей
голосок, кто пришёл.
"Прятки"
Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на
пианино.
Кроме игр, мы занимаемся по дискам Железновых. Сереже больше
всех нравится диск «Азбука-потешка», песенка «Аты-баты». В почете также
«Сказочки-шумелки» и DVD «Веселая гимнастика для малышей». Подробнее о дисках
здесь и здесь.
Сейчас для меня важнее не столько выучить с ребенком ноты,
сколько дать ему понять, что наряду с другими существует еще один язык –
музыкальный.