Мой первый ребенок. Идеи. Опыт. Советы.С чего можно начать обучение ребенка младше года и старше
Выпуск 59. Методика Домана, или С чего можно начать обучение ребенка младше года и старше
Приветствую вас, друзья!
Сегодня хочу рассказать вам об одной из методик раннего развития. Применять эту методику или нет, решать вам. Я всегда наблюдаю за своей дочуркой, пробую, и если ей интересно, то мы продолжаем заниматься.
А еще в конце рассылки вас ждет сюрприз, ввиде электронной книги с рецептами для малышей.
Ниже приведено подробное описание методики Гленна Домамна.
Рассказывает Елена Мулюкина.
«Мне пришло очень много вопросов о том, как заниматься с ребенком, которому еще и годик-то не исполнился.
В принципе, такого малыша можно развивать в тех же направлениях, что и ребенка постарше – творчество, чтение, математика, физическое развитие, музыка, речь и иностранные языки.
Как малыш этого возраста получает информацию об окружающем мире? С помощью тактильных ощущений, на ощупь, с помощью слуха, обоняния, зрения. И оказывается, если целенаправленно воздействовать на эти каналы восприятия, рост и развитие мозга можно ускорить и усилить.
Вы наверняка знаете, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга ребенка в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать.
"Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года", - считает Гленн Доман, американский ученый, нейрофизиолог, автор популярных книг "Как сделать ребенка физически совершенным", "Как дать ребенку энциклопедические знания", "Как обучить ребенка математике" и многих других.
Рассмотрим, как с помощью методики Домана:
дать ребенку энциклопедические знания;
научить читать;
научить считать;
развить физически;
а также как упростить родительскую работу.
Как дать ребенку энциклопедические знания
Цель занятий по Доману - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. Каким образом?
Гленн Доман предлагает давать ребенку знания в готовом виде – в виде картинок с комментариями к ним. Малышу остается только запомнить зрительно и на слух предлагаемую ему информацию.
Показывать карточки можно с первых дней жизни. Это могут быть написанные слова, точки (математика), изображения растений, животных, великих людей, исторических событий и многого другого.
Если Вы решились заниматься по этой методике и самостоятельно изготовить карточки, то для Вас я расписала 10 шагов подготовительной работы и самих показов.
1. Определитесь, с какими областями знаний Вы хотите познакомить ребенка. Это может быть биология, астрономия, история, литература и т.д.
2. Разделите выбранные области по категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "Фотографии насекомых". Или раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "Портреты писателей".
3. Подберите изображения битов информации. На фотографии или рисунке не должно быть ничего лишнего, только то, что вы хотите показать ребенку, на белом фоне.
4. Наклейте изображения на картонные карточки размера 28 на 28 см.
5. На оборотной стороне напишите наименование бита, например, "Это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "Какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.
6. Когда карточки будут готовы, приступайте к их показу. Показывайте их несколько раз в день в спокойной обстановке на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки.
7. Показывайте карточки очень быстро. 1 секунда на показ карточки и 5 секунд на ваше проворное их перекладывание.
8. Начните с демонстрации 3 различных категорий по 10 карточек в каждой. Показывайте их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий.
9. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости.
10. Простое название изображения – это еще только первый этап, первый уровень информации. После того, как все факты будут усвоены (а усваивается одна карточка примерно за 30 показов), информацию надо усложнить: например, «Это собака» замените на "Это собака породы "сенбернар". И так усложнять раз за разом.
Чтение
При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр. Обучение же чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.
Материалы, используемые при обучении чтению, очень просты. Их можно изготовить из обычного белого картона.
Вырежьте полоски размером 10x50 см, чтобы писать на них слова.
Толстым красным маркером напишите слова. Толщина шрифта должна составлять примерно 1,5 см. Это необходимо для легкости восприятия вашего ребенка.
Высота букв должна достигать 7,5 см. Используйте прописные буквы только в том случае, когда будете писать имена собственные, которые должны начинаться с заглавной буквы.
Используйте только печатные буквы.
Размещайте слово на полоске картона так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. Это место для пальцев, которыми вы будете держать эту полоску.
Карточки можно распечатать на принтере.
Последовательность обучения чтению проста и не зависит от того, в каком возрасте вы начали учить своего ребенка читать. Предлагается пройти следующие этапы:
1. Отдельные слова.
2. Словосочетания.
3. Простые предложения.
4. Распространенные предложения.
5. Книги.
Каковы результаты такого обучения? На форумах я читала и о детишках, которые в 1,5 года читали предложения из 3 слов, и о детках, которые начали читать после смены методики. Тут уж неизвестно, какой методике принадлежит заслуга – почва-то уже подготовлена :)
Математика
Если Вы хотите научить малыша считать по методике Домана, то показывайте ему те же карточки, но с изображением определенного количества точек.
Физическое развитие
Гленн Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика), стимулировать ползание, вис на турнике.
Доман утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.
Он также предлагает родителям сделать для ребенка различные спортивные снаряды.
Подробнее о них и обо всем выше сказанном читайте в книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка». Скачать ее можно по этой ссылке.
Как упростить родительскую работу?
Изготовление тонны карточек кажется нелегким делом. Многие родители по этой причине отказываются использовать эту методику. Среди них была и я :)
Однако сейчас появились:
специальные наборы с картинками, например, издательства «Мозаика-Синтез» или «Книголюб» (только вот информацию различного уровня сложности придется искать все-таки самим);
специальный комплект для обучения чтению «Умница»;
и самый простой способ – презентации PowerPoint.
Кроме этого, можно развесить дома таблички с названием предметов («Окно», «Дверь»…), рисунки с подписями, плакаты и периодически подходить и рассматривать их с ребенком.
Собственно, с помощью презентаций и плакатов мы с мужем и начали давать сыну энциклопедические знания. Сереже тогда был 1 год и 3 месяца.
А я пойду штудировать главу про обучение чтению - сын просит научить :)
Подписаться на бесплатный мини-курс Елены Мулюкиной, о котором она говорит, можно здесь.
Ах, да! Я же обещала для вас сюрприз!
Недавно я скачала книгу Марии Абецедарской, автора блога "Готовим детям вкусно и полезно!", которая называется "Салаты для малышей". Так что теперь пробую готовить некоторые для салаты для своей дочурки. Хочу поделиться книжкой с вами.