Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дети и родители. Как повлиять на ребенка. Влияние телевидения на ребенка 3. Нравственность.


Рассылка сайта Дети. Инструкция по применению. 


Влияние телевидения на ребенка–3. Нравственность.

 В первой и второй частях мы уже обсудили, как влияет телевизор на физиологию и психологию ребенка. В третьей и заключительной части статьи "Влияние телевидения на ребенка" мы поговорим о том, что именно видят дети по телевизору и как это отражается на них. 

 

- Давай играть?
- Давай!
- Ладно, тогда я буду Таня, а ты – Алла!
- Хорошо, но тогда у тебя сиськи маленькие!
- Ну и что….
(Диалог девочек подготовительной группы детского сада)

 


Самая главная опасность, исходящая от увиденного в телевизоре, состоит в том, что дети все принимают за чистую монету, то есть у них не развитокритическое мышление – поэтому они привыкают к тому, что им показывают, считают это нормальным, у них формируется определенное видение мира. Теперь подумаем, чему может научиться ребенок, если будет смотреть все подряд. Конечно, в большой степени мировоззрение зависит от родителей, от воспитания, но всё же…

Что обычно показывают по телевизору? 

Различные передачи, детские и взрослые, кино, мультфильмы, новости и рекламу. 

1. Мультфильмы.

Для начала посмотрим на мультики, т.к. считается, что они предназначены именно для детей, и поэтому родители чаще всего разрешают смотреть их детям. Начнем с того, что многие мультфильмы уже не предназначены для детского просмотра вообще, но не все родители об этом знают, поэтому ребенок смотрит Южный парк, Симпсонов и подобные им мульты и думает что это нормальная жизнь.

Современные полнометражные мультфильмы тоже сделаны не совсем для детей, в них много взрослого юмора (зачастую «ниже пояса»), при этом взрослый понимает, например, что громко пукать нехорошо, и поэтому смеется, а ребенок просто видит чужой смех и начинает делать так же, а иногда сам стремится «рассмешить» других таким нехитрым способом. Но если западные мультфильмы соответствуют менталитету западного же зрителя, то рвение наших сценаристов просто удивляет: создали трилогию про русских богатырей (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец), при этом изобразили их придурковатыми недотепами. И что самое страшное, многим эти мультфильмы нравятся.

А как же традиционные мультсериалы Диснея? Об этом твердили уже тысячу раз, но я повторюсь: задумайтесь, какие модели поведения усваивает ребенок, когда смотрит мультфильмы про Тома и Джерри или про Дональда Дака? Герои классических американских мультсериалов дерутся, делают друг другу пакости, ругаются, кривляются. А это все модели межличностных контактов, взаимоотношений. Не говоря уж от том, что эти же персонажи падают с высоты, тонут, ошпариваются, бьют друг друга кувалдами и с ними ничего не случается… А если ребенку придет в голову попробовать проделать то же самое?

Не буду подробно останавливаться на покемонах, улице Сезам, телепузиках (созданных по «новейшим образовательным технологиям»), и прочих искажениях, скажу только, что недавно руководство ВВС призналось, что эти самые телепузики создавались в состоянии наркотического бреда. Вот вам и передовые технологии!

2. Кино и сериалы.

Кроме мультфильмов, дети часто смотрят по телевизору то, что совсем для них не предназначено. И, опять же, учатся на примерах.
Например, популярный сериал «Счастливы вместе»: вульгарная мать, которая ничего не хочет и не умеет делать по дому; отец-неудачник, смысл жизни которого сводится к тому, чтобы лежать на диване, глядя в телевизор; и дети, которые тоже мечтают только о развлечениях – работа, развитие, устремления не для них. Вот модель семьи, которую воспринимает ребенок как нормальную и обычную, и возможно, будет неосознанно ее воспроизводить в своей жизни. И что самое печальное, ОЧЕНЬ много детей смотрят этот «фильм».
Цитата, вынесенная в начало статьи – это диалог, услышанный мной в детском саду. Я спросила девочек, во что они играют. Оказывается, это сериал «Универ». Вот что теперь в почете вместо игры в дочки-матери. Когда я сказала, что лучше бы они смотрели что-нибудь полезное, ответ был: «А мы еще смотрим Дом-2!».


3. Передачи

Теперь про Дом-2 и другие передачи. Многие каналы в погоне за рейтингами показывают сплетни и скандалы, жестокие преступления и расследования, эротику и секс, причем часто это происходит в дневное время (те же самые ТНТ, НТВ, и особенно MTV). В новостях ведут речь о том, что кого-то убили, где-то был взрыв или пиарят очередной звериный грипп. А зачастую вполне безобидный детский фильм или передача прерывается рекламой, посреди которой показывают анонсы вечерних и ночных программ со всей их спецификой.

4. Реклама

Кстати, о рекламе. Внимание детей привлекают яркие краски и быстрая смена кадров. Но, если взрослый человек может критически оценивать содержание рекламных роликов, то ребенок впитывает и воспринимает все как должное и верит каждому слову, которое слышит в рекламе. Плюс к этому он копирует поведение персонажей – преувеличенная мимика, ужимки, громкий смех «за кадром», интонации, агрессивно-сексуальное поведение, демонстративность. Детям навязывают штампы и стереотипы (красоты, успешности, счастья, легкой жизни – ничего не делать и все иметь). Идеальное для продавцов общество потребления.

Каков итог? 

Обращайте внимание на то, что смотрят ваши дети. Необходимо ввести домашнюю цензуру на просмотр телепередач. Не оставляйте ребенка одного. Организуйте его игру, читайте с ним книги. И если разрешаете ему смотреть телевизор, пусть это будут качественные и интересные программы, которые будут способствовать его развитию. Другой вариант решения проблемы – покупать или записывать интересные передачи и мультфильмы на DVD.
Конечно, это не относится к подросткам, с ними можно только договариваться, прямым запретом вряд ли можно добиться результата.

И совсем напоследок:

Проведите сегодня эксперимент: сядьте возле телевизора, и пощелкайте каналы минут 15, при этом постарайтесь смотреть телевизор так, как его смотрит ребенок: без оценки, без критики, просто впитывая и воспринимая жизнь такой, какой она выглядит на экране. Что вы чувствуете?

 

До свидания! 


В избранное