Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей - развиваем мышление


Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня мы расскажем о развитии мышления в младшем школьном возрасте.


Наблюдая за окружающим нас миром, мы все же стремимся его понять.
Понять – это проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным процессом нашей высшей психической деятельности, который именуют мышлением.

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Различные познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, в которой каждый из процессов связан со всеми остальными. Такая связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды какой-либо из познавательных процессов занимает ведущее значение для общего психического ребенка.

Так, на первое место у младшего школьника выходит учебная деятельность и, вместе с тем, происходит развитие абстрактного (словесно-логического) мышления. Это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, свойственное восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее важные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Такое новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием учебной деятельности.

На нем мы и остановимся более подробно.

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.

В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, педагогу потребуется подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения. Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно, присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, «у Маши собачка маленькая и пушистая, у Светы - большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? разное?» или «Коля — брат Петра; Пётр — брат Матвея; Следовательно: Коля — брат Матвея».


Задачи для развития словесно-логического мышления.


1. Витя ел яблоко большое и красное. Петя ел яблоко большое и зеленое. Что в этих яблоках одинаковое? А разное?

2. Марина и Лида рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Лида, если Марина не рассматривала картинки в журнале?

3. Паша и Илья рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Паша, если Илья не рисовал дом?

4. Вася, Дима и Женя жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Вася и Дима жили в разных домах, Дима и Женя жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?

5. Саша, Витя и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Саша не читал о войне и о спорте, а Витя не читал о спорте?

6. Лена, Маша и Света рисовали. Одна девочка рисовала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что рисовал, если Маша не рисовала листочки и птичек, а Лена не рисовала листочки?

7. Мальчики Сережа, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Сережа не сажал яблони?

8. Девочки Инга, Тоня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Инга не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Тоня не бегала?


Эти восемь задач имеют три степени сложности. Задачи 1-3 - самые простые, для их решения достаточно оперировать одним суждением. Задачи 4-6 - второй степени сложности, поскольку при их решении необходимо сопоставить два суждения. Задачи 7 и 8 - самые сложные, т.к. для их решения нужно соотнести три суждения.

Обычно трудности, возникающие при решении задач с 4 по 8, связаны с невозможностью удержать во внутреннем плане, в представлении все обстоятельства, указанные в тексте, и они путаются, поскольку не пытаются рассудить, а стремятся увидеть, представить правильный ответ. Эффективен в этом случае прием, когда ребенок имеет возможность опираться на наглядные представления, помогающие ему удержать все текстовые обстоятельства.

А теперь...

Поздравления.

Дорогие друзья поздравляем вас с праздниками: Весны и Труда и великим российским праздником с Днем Победы.

Желаем всем хорошего настроения, исполнения желаний, хорошей погоды на праздники. А нашим дорогим ветеранам здоровья.

Новости Президентской школы

Впереди летние каникулы... Впереди улыбка летнего солнца на море, на даче, в походе и т.д.. Но все лето загорать СКУЧНО, ОЧЕНЬ СКУЧНО. Чтобы разнообразить летний отдых мы приглашаем Вас зарядиться новыми знаниями, освоить новые навыки у нас - в Президентской школе. Специально для вас, в летние каникулы наши методисты подготовили веселые занятия. занятия будут проходить в июне, июле и в августе. Расписание скоро появится на сайте.

До новых интеллектуальных встреч

 

 


В избранное