Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей. Эта сложная наука - орфография...


Здравствуйте дорогие друзья!

Эта сложная наука-орфография….

(Учимся вместе с детьми).

 

Сын вновь пришел из школы расстроенный… «За диктант снова «два», – произнес он.

Как часто сегодня мы задумываемся о том, чтобы исправить орфографическую, пунктуационную, а также стилистическую грамотность. Причем, эта проблема не только детей, но и взрослых, недоучившихся в школьные годы.

Нынешнее время диктует жесткие условия, и одно из них – грамотность. Быть неграмотным сегодня неактуально, несмотря на засилие  всеобщей компьютеризации. Потому тенденция к устойчивой грамотности налицо. И мудрые родители начинают заботиться об орфографии и пунктуации своих детей с раннего школьного возраста.

 Еще Ломоносов говорил: "…по разуму пиши, а не махом, пиши, рассмотряя.. всяко писание божественное, пиши со вниманием"…

 Осмысленное письмо – вот что важно.

В средних глазах мы всегда заводим тетрадь для орфограмм и пунктограмм. И первое правило  я призываю детей написать крупными буквами: «Взял ручку - вспомни орфограмму и пунктограмму ». И никак иначе… Это правило становится лейтмотивом в обучении грамотному письму. Что бы ни писал ребенок: контрольную работу, диктант (не только на уроках русского языка и литературы), записку девочке, смс в телефоне, сообщение по электронной почте - всегда нужно помнить, что существует орфография и пунктуация. Банально, но это факт.

 Многие ученики не обладают орфографической зоркостью, то есть не видят тех букв в слове, на которые распространяются  правила грамотного письма – орфограмм. Это нередкий случай. На мой взгляд, самое важное - это наладить данную орфографическую зоркость. Для этого необходимо выработать определенный навык. Самый эффективный вид работы, на мой взгляд, это комментированное письмо. На каждом уроке мы комментируем орфограммы, то есть осмысляем их. Да, это занимает много времени, но если человек пишет осмысленно, то ошибок становится гораздо меньше.

В этом случае, естественно, необходимо изучать орфограммы, которых более семидесяти в русском языке.

У каждого человека в доме должен быть орфографический словарь, а также справочник по орфографии и пунктуации. Пусть эти книги станут настольными. И родителю необходимо приучать ребенка к тому, чтобы он этими книгами пользовался. Для этого порой самому нужно заглядывать в эти книги при ребенке.

Встретилось сомнительное слово- загляни! Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Даже в домашних условиях можно над этим работать, уделяя всего несколько минут процессу. Письмо по памяти, зрительный диктант, комментированное письмо, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, анализ текста.

Порой очень важно произнести слово, проговаривая каждую букву (звуки и буквы не всегда совпадают). Можно написать в воздухе  трудное слово при списывании упражнений.

 Необходимо следить за грамотностью ребенка постоянно.

Одна очень мудрая мама рассказала мне, как однажды сын решил поблагодарить ее за подарок в письменном виде. Он украсил записку с благодарностью, в центре которой было очень красиво написано слово «Спосибо». Мама не оставила без внимания данную орфографическую ошибку. И предложила сыну подумать о происхождении слова. И они вместе пришли к выводу, что слово «спасибо» произошло от слова «спас», которое является проверочным. Думаю, что сын больше не ошибется в написании безударной гласной в этом слове.

Важно показать ребенку, что вы с ним вместе осваиваете  сложную науку – орфографию.

Надиктуйте несколько диктантов на диктофон. Пусть ребенок насладится В голосом  мамы в Ваше отсутствие. Вы сочетаете таким образом приятное с полезным. Только не забудьте проверить работу. Можете просто положить перед ребенком письменный вариант того же диктанта, и пусть он сам себя проверит. Но затем необходимо и Вам проверить текст. Сделайте какое-то мини-поощрение, даже в виде письменной похвалы.

И призывайте ребенка к тому, чтобы он всегда был внимательным к слову, устному или письменному. Заведите отдельную тетрадь, назовите ее интересно, положите на видное место, например, около телевизора .И пусть ребенок всегда, смотря телевизор, прислушивается к словам и вписывает в тетрадь те, которые вызывают замешательство в написании. Необходимо обязательно найти в словаре правильный вариант написания, запомнить его и объяснить. А когда наберется десяток слов, можно данный материал использовать для словарного диктанта.

Это очень важно, чтобы родители и дети имели общую цель, чувствовали дружеское плечо друг друга и, я вас уверяю, наступит такой день, когда придет ребенок из школы с сияющими глазами и воскликнет: "Мама, у меня за диктант "пятерка"!!!"

Несколько практических советов:

  1. Купите карточки «Орфограф», они сейчас продаются в книжных магазинах, и по вечерам уделите немного времени семейной игре с этими карточками..
  2. Предложите ребенку сочинить орфографическую сказку. Так он легче запомнит орфограмму.
  3. Игра «Корректор». Напишите текст с ошибками. Пусть ребенок поработает корректором.
  4. Игра «Светофор»: найди опасное место и обведи его.
  • Красный - остановись – и вспомни орфограмму -опасное место.
  • Желтый - задумайся.
  • Зеленый -пиши не задумываясь.

А если у вас совсем нет времени, приводите детей на курс русского языка в «Президентскую школу»!!!

Желаем удачи!!!

До новых интеллектуальных встреч!

 

 


В избранное