Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Растим победителей

  Все выпуски  

Растим победителей.Мыслю – следовательно, существую!


Развитие мышления, программа на будущий учебный год, интеллектуальный клуб

Как развить у ребенка навык мышления

Представьте себе ситуацию – вам нужно пробежать стометровку за 10 секунд. Тренер достает секундомер, дает отмашку, вы стартуете… Результат – ну, скажем, 17 секунд. «Слишком медленно, - говорит вам тренер, - пробегите-ка эту дистанцию еще 10 раз!» Как вы думаете, прав ли тренер? Поможет ли его указание уложиться в заветные 10 секунд?

Любой, кто занимался спортом, скажет, что вряд ли. Можно бежать дистанцию хоть сто раз – это ничего не даст, если вы бежите ее НЕПРАВИЛЬНО. Чтобы добиться хорошего результата, нужна техника – вы должны эффективно дышать, двигаться, распределять усилия.  Хороший тренер должен вам эту технику поставить, научить, как нужно бежать, – а уж потом снова и снова отправлять вас на дистанцию.

А теперь давайте вспомним, как учатся наши дети. Мы отправляем их в школу, рассчитывая, что они усвоят все, что нужно усвоить из географии, истории, биологии, научатся решать задачи по математике и физике – и удивляемся, если у них не получается. «Учись лучше, - говорим мы ребенку, - занимайся как следует!» И порой не задумываемся о том, что никто не учил наших детей учиться! Никто не ставил им технику. В данном случае, технику мышления.

Согласно словарю, мышление это «психическое качество, направленное на получение субъективно новой информации, решение задач и творческое преобразование действительности». Если же говорить с практической точки зрения, то именно мышление отвечает за умение воспринимать и осмысливать устные и письменные тексты по разным школьным предметам, формулировать на их основе собственные суждения, устанавливать логические связи между фактами, вырабатывать и накапливать знания.

Для человека с неразвитым, нетренированным мышлением любой учебный материал, любой текст из учебника это непролазный лес понятий и фактов. Человек, у которого техника мышления поставлена хорошо, легко выделит в этом «лесу» ключевые понятия и идеи, поймет, что их связывает. Он сопоставит новую информацию с тем, что уже знает и умеет, сформулирует выводы, сможет использовать эти выводы для решения самых разнообразных задач. Такой человек не только не пропадет в «информационном лесу», но и сможет воспользоваться всеми богатствами этого «леса».

Как же помочь ребенку поставить технику мышления? Как и в спорте, для этого существуют специальные упражнения. Упражнения могут быть направлены на понимание текста – выполняя их, ребенок учится выделять основные, структуру и логические операции текста. Также речь может идти об отработке процесса переосмысления информации – в таких упражнениях ребенок рассуждает об услышанном или прочитанном, делает собственные заключения. Наконец, могут использоваться логические упражнения и головоломки на основе логического ряда, логического квадрата, синтеза правил из слов и др. – помните, мы с вами любили решать их в детстве?

Несколько таких упражнений для тренировки мышления мы хотим сегодня вам предложить.

Упражнение 1. Попросите ребенка прочесть какой-нибудь учебный текст и выявить слова, которым можно подобрать омонимы (слова, которые произносятся так же, но имеют другой смысл) и синонимы (другие слова с тем же смыслом). Обсудите с ребенком, как изменится смысл предложений после замены слов омонимами и синонимами.

Упражнение 2. Во время чтения учебного текста попросите ребенка выявить сложные предложения и заменить их простыми.

Упражнение 3. Поручите ребенку соединить линиями понятия, которые связаны друг с другом по смыслу:

  • летний                   случай           
  • крепкий                   полотенце
  • страшный              дождь
  • мокрое                    планета
  • яркая                       кофе

  • Сказуемое             падеж
  • прилагательное     склонение
  • глагол                      число
  • подлежащее           род

 

Упражнение 4. Дайте ребенку задание записать приведенную ниже таблицу:  в овале написать какое-то общее понятие (например, слово, обозначающее то, что есть у вас дома – скажем, МЕБЕЛЬ). Затем попросите его в трех прямоугольниках под овалом перечислить элементы того, что он написал в овале. Если он выбрал мебель, то может вписать в прямоугольники СТОЛ, СТУЛ и ШКАФ.

И наконец в табличках под прямоугольниками нужно перечислить составные части элементов – как в следующем примере.

think1.JPG

Для выполнения задания вы можете воспользоваться этой незаполненной схемой. Попробуйте брать понятия из разных областей – техники, искусства, животного мира.

think2.JPG

Выполняйте эти упражнения с вашим ребенком, превратите их в интересную игру – и вскоре вы заметите, что ребенку станет легче систематизировать учебный материал,

составлять логические заключения и выводы по различным предметам и решать логические задачи различных типов. Упражнения помогут развить предметную смекалку, сообразительность – а  с ними улучшатся отметки и появится интерес к учебе! Согласитесь, есть ради чего стараться!

А продолжить работу по развитию возможностей вашего ребенка можно в рамках нашей программы "Развитие интеллекТа". Акцент в это программе них делается не на том, ЧТО нужно приобрести, cформировать и развить в ходе учебного процесса, а на том, КАК приобрести эти знания, КАК поэтапно сформировать практические умения и навыки – то есть она как раз ставить интеллектуальную технику и учит учиться.

Новости

А теперь - наши новости. Конечно, на дворе еще только весна - но следующий учебный год не за горами. А поэтому мы уже объявили набор школьников на программы обучения в 2010-2011 учебном году. Расписание курсов Президентской школы на 2010-2011 учебный год здесь - http://www.president-school.ru/5146________.htm

И конечно хочется напомнить о том, что для юных интеллектуалов у нас работает Интеллектуальный клуб. Наш клуб это активный игровой метод обучения, это задачи, задания и упражнения для развития мышления, внимания, памяти, это использование многофункциональной игры-конструктора «ТРИНТ». Расписание занятий клуба - здесь: http://www.president-school.ru/2016________.htm

 

В избранное