Здравствуйте! Это шестнадцатый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера» "Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов".
С содержанием предыдущих выпусков вы можете ознакомиться на сайте издательства «ТЦ Сфера».
Если вашему малышу уже исполнилось два года и он постепенно начинает говорить фразами, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в "словарном запасе" малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается.
Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестрички. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным "правилам", требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов.
Понаблюдайте за своим ребенком, особенно если это ваш единственный малыш. Как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте - на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей. Взрослые давно и хорошо знакомы друг с другом, они обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже "знакомы" друг с другом, тем не менее "гуляют" каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих "соседей" по песочнице,
чем на них самих.
Для того, чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре.
Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую совместную игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать "потерянную" в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной
не только к взрослому, но и к другим детям. А желание "быть первыми" в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т.п.) будет стимулировать у них активное употребление слов типа: "Я нашел! У меня больше!".
Ваш малыш должен обязательно проявлять возросшую речевую активность, инициируя короткие диалоги. Сначала они могут быть очень простыми и проходить в специально подготовленной взрослым ситуации. Например, мама "забывает" поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка есть вместе со всеми.
В такой ситуации маленький ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом ко взрослому. Если малыш не может найти "нужных" слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос: "У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?" Форма такой "помощи" может варьироваться в достаточно широких пределах.
Общие рекомендации по работе с картинками
В серии выпущены восемь книжек, где серии карточек (словарные группы) будут сопровождаться первой частью опросника, и четыре книжки с карточками по второй части (жесты и подражательные движения). Таким образом, если вы приобретете все четыре книжки по первому словарю ребенка, у вас окажется четыре опросника. Не смущайтесь этим обстоятельством, а проводите динамическое исследование развития речи малыша с интервалом в два-три месяца. Особенно будет интересно проследить динамику появления в речи ребенка тех
слов, с которыми вы познакомите его с помощью наших картонных карточек. Последний результат вы можете прислать в издательство, чтобы получить (в случае необходимости) заключение или консультацию автора опросника. Помните, что маленькие картинки самого опросника не предназначены для предъявления ребенку, это просто иллюстративный материал для вас.
Работа с картинками поможет обогатить словарь вашего малыша. Но это произойдет в том случае, если вы всякий раз будете предварять показ изображения показом "настоящего" предмета или явления. Для развития речи маленького ребенка важно, чтобы новое слово приобрело обобщающую функцию, то есть, чтобы малыш понял, что шарф, который висит на вешалке, шарф на прохожем и шарф на картинке можно назвать одним словом. Этой цели помогут наши предметные картинки.
Работа с картинкой включает следующие этапы.
Соотнесение реального предмета и картинки. Покажите малышу его знакомую игрушку - пирамидку: "Вот пирамидка". Поиграйте с пирамидкой, дайте малышу ее подержать, покрутить, снять и надеть колесики. Затем покажите пирамидку на картинке: "И вот еще пирамидка. Где пирамидка?" Помните, что при разучивании новых слов следует использовать сначала предмет (игрушку), а затем картинку. Названия нужно произносить четко, с выделением ударения. Стимулируйте ребенка "узнать" картинку: "Ой! Кто (что) это? Как его зовут?"
Вариант для "самых маленьких": "Как он говорит?". "Неговорящий" ребенок может просто показывать нужную картинку, выбирая ее из 4-х или 6-ти (после 2-х лет), пока взрослый будет задавать вопрос: "Где машинка? Где куколка?"
В следующий раз покажите картинку без игрушки: "Вот пирамидка. Где пирамидка?". А затем положите рядом с пирамидкой картинку с малознакомой или незнакомой игрушкой и снова попросите ребенка найти пирамидку.
Теперь расширим количество карточек до 4-5 и на следующем занятии попросим малыша найти среди этих карточек изображение знакомого предмета. Кроме того, желательно картинки менять местами, можно на глазах ребенка перепутать их. Обязательно поощряйте ребенка (поцелуй, аплодисменты, приз).