Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов


Здравствуйте! Это пятнадцатый выпуск рассылки издательства «ТЦ Сфера» "Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов". С содержанием предыдущих выпусков вы можете ознакомиться на сайте издательства «ТЦ Сфера».

Сегодня мы начинаем знакомство с серией книг "Мои первые слова", совместным изданием "ТЦ Сфера" и издательского дома "Карапуз".


Общепринятые показатели нормального речевого развития    Развиваем речь от года до полутора лет

Серия "Мои первые слова" - что это такое

 Книги серии предназначены для родителей, которые хотят убедиться в правильном развитии речи своего ребенка в возрасте от одного года до трех лет.

Как вы понимаете, специалисту, чтобы оценить уровень развития речи ребенка, нужно сравнить его с каким-то эталоном. Вот с этим до недавних пор были некоторые проблемы. Самым значительным научным трудом, отражающим процесс развития речи ребенка раннего возраста или, как это называют специалисты, "формирования начального детского лексикона", была научная работа Александра Николаевича Гвоздева "Вопросы изучения детской речи", опубликованная в 1961 г. Материалы, на которых основана эта работа, были собраны еще в начале 20-х годов.

Разумеется, считать эталоном словарный запас ребенка, актуальный чуть ли не сотню лет назад, немыслимо, но это не единственная беда. Работа А. Н. Гвоздева основана на наблюдениях за развитием речи одного-единственного ребенка, его собственного сына Жени Гвоздева, 1921 г. р., кроме того, наблюдать и записывать результаты он стал после того, как мальчику исполнилось 1 год 8 месяцев и 14 дней.

Из сказанного видно, что инструмент, которым приходилось пользоваться логопедам до недавнего времени, был довольно груб, и объективных критериев для оценки уровня развития речи ребенка раннего возраста не хватало (что заслуг А. Н. Гвоздева не умаляет, разумеется).

В 2002 году в РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) началось масштабное исследование, имеющее целью адаптацию для русского языка Теста раннего речевого и коммуникативного развития (MacArthur Communicative Development Inventory), - это как раз и есть измерительный инструмент-эталон для английского языка. В этом исследовании принимают участие десятки специалистов, ведущие наблюдения за несколькими тысячами детей. Автор серии "Мои первые слова" О. Е. Громова, кандидат педагогических наук, сотрудник Института коррекционной педагогики РАО также работает в этом научном направлении. Как логопед она изучает проблему задержки речевого развития у детей в возрасте до трех лет.

На основе результатов этой научной работы были подготовлены и выпущены в издательстве "ТЦ Сфера" комплекты из книг и наглядных пособий для работы логопеда с детьми раннего возраста "Методика формирования начального детского лексикона" О. Е. Громовой и "Логопедическое обследование детей 2-4 лет" О. Е Громовой и Г. Н. Соломатиной.

На этом же исследовании базируется и опросник для родителей "Начальный детский лексикон", включенный в каждую книгу серии "Мои первые слова", а также выпущенный отдельно.


        

В каждой книге находятся тематические картинки, показывая которые ребенку и выполняя с ним несложные упражнения, родители заполняют опросник и в итоге получают картину развития речи своего ребенка. Книги серии можно разделить на два уровня: проверка накопления слов в лексических группах (игрушки, одежда, предметы быта, дом) и проверка усвоения слов-действий, местоимений, предлогов и т. п., то есть оценка владения грамматическим строем языка. Кроме того, в опросник "Начальный детский лексикон" включены общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, игры и упражения.

Разумеется, книги серии не заменят обращение к логопеду, но они позволят родителям вовремя заметить возникшие проблемы, а регулярные занятия с ребенком по рекомендациям О. Е. Громовой будут способствовать его речевому и познавательному развитию.

Некоторые рекомендации мы и предлагаем вашему вниманию в этом и следущем выпусках рассылки.

К началу

Общепринятые показатели нормального речевого развития

 Как правило, дети произносят свои первые слова в возрасте около 1 года. Именно из этих первых слов начинает складываться начальный детский лексикон - тот реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык. Впервые приступая к обследованию детской речи, помните, что, несмотря на связанную с возрастом ребенка смысловую ограниченность и фонетический примитивизм первых слов, малыш с помощью этих слов уже может достаточно точно передавать свои желания, чувства и эмоциональные состояния.

Вот каковы общепринятые показатели нормального речевого развития:

  • первые слова к 1 году;
  • постепенное накопление словаря к 18 месяцам;
  • "лексический взрыв" в конце второго года жизни. До этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре1 (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит "лексический взрыв", это соотношение стремительно меняется, и дети начинают активно употреблять значительное количество слов;
  • первая фраза к 2 годам и постепенное развертывание фразовой речи на протяжении третьего года жизни.

Дети, в активном словаре которых наблюдается явно незначительное по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками количество слов (примерно 15-30), после 2,5 лет характеризуются как дети из группы выраженного риска по общему недоразвитию речи2. Такая логопедическая характеристика носит не диагностический, а предварительный характер. Это связано с тем, что речевое развитие детей с выраженной задержкой формирования активного словаря, вероятнее всего, не может достигнуть к 3 годам необходимого количественного и качественного уровня (более 1500 слов и развернутая фраза).

К началу

Развиваем речь от года до полутора лет

 Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе. Материал, который мы вам предлагаем, содержит не только объяснение закономерностей развития детской речи, но и практические упражнения, которые вы сможете использовать в процессе общения с малышом и на специальных занятиях с ним.

Как правило, первые слова появляются к 1 году, к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов. Однако индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Тем не менее, независимо от этих темпов, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Поэтому стимулирующее воздействие на речь ребенка должно соответствовать именно той стадии, на которой дитя находится в настоящее время.

Достаточно часто молодые мамы используют в общении с малышом экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.) в большей степени, нежели собственно речь. Однако успешное развитие речи ребенка зависит от употребления вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов.

Внимание ребенка еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш вскоре не потерял интерес к занятиям, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т. п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный вашему ребенку.

К началу

Прдолжение следует


На этом сегодняшний выпуск закончен. До свидания.


В избранное