Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов


Здравствуйте! Как мы и обещали, второй выпуск рассылки выходит через неделю, у нас все без обмана.

Сегодня мы продолжаем чтение  книги О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем". В следующий выпуск мы включим тест "Какой я родитель" и первый урок известного психолога, профессора МГУ Юлии Борисовны Гиппенрейтер (тем, кто приобрел ее книгу "Общаться с ребенком. Как?", этот урок уже знаком), а в четвертый выпуск — игры и занятия с детьми в возрасте от 3-5 недель до 2,5-3 месяцев.


Как ребенок учится говорить?

Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер, это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап - от рождения до одного года, который делится на период гуления и период лепета;

2) дограмматический этап первичного освоения языка - от года до двух лет;

3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

Предпосылки к усвоению языка являются врожденными. Находясь в утробе матери, ребенок слышит ее голос, а следовательно, получает информацию об особенностях родного “материнского” языка, на котором ему придется говорить в дальнейшем. А по какому пути идет овладение способностью говорить? Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Заботливая мама способна по характеру плача судить о том, является ли он проявлением боли, голода или скуки.

Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой “языковой среде” - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка - слова. “Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не будет уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие “активной”, собственной речи как способности говорить, т.е. импрессивной и экспрессивной речи. Каким образом это происходит?

От рождения до 1 месяца

Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды и поэтому по-иному на нее реагирует. Малыш отдает предпочтение голосу одного, особого взрослого - матери и очень быстро “обучается” живо и адекватно реагировать на выражение ее лица, на ее интонацию.

Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют родителям выключать радио, телевизор, магнитофон в момент общения со своим малышом.

1-3 месяца

В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. К концу второго месяца малыш уже умеет смеяться и гулить, издавая нежный, низкий гласный звук в ответ на обращенную к нему речь. К трем месяцам - умеет отличать голос мамы от голосов других женщин. Полезно рассматривать с ребенком яркие картинки, разговаривать с ним.

Малыш до 3 месяцев:

  • пугается резких звуков или хлопков, произведенных на расстоянии 12-15 см от его уха;
  • просыпается или двигается во сне от громких звуков;
  • плачем реагирует на пугающий его громкий звук (грохот, лай собаки);
  • наоборот, перестает плакать или замирает, услышав неожиданный звук;
  • успокаивается, услышав приятные звуки, смех;
  • прислушивается к вашему голосу;
  • вступает с вами в “разговор”, воркуя в ответ на ваши слова;
  • звуком выражает желание взять или отдать вещь;
  • проявляет интерес к контрастным звукам, реагирует на изменение высоты и громкости вашего голоса.

3-6 месяцев

В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему в книгах все более сложные картинки, на которых изображены реальные предметы (лучше пользоваться детскими изданиями).

Малыш от 3 до 6 месяцев:

  • узнает голос матери или любого другого близкого человека, постоянно ухаживающего за ним;
  • слушает звуки, которые издает сам (крик, чмоканье губами, плач, прищелкивание языком); в одиночестве гулит, смеется, лепечет, испытывая при этом удовольствие;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • постепенно начинает воспринимать ритм, интонации, частоту и долготу звуков;
  • любит слушать музыку;
  • перестает двигаться, услышав новый для него звук.

6-7 месяцев

Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. В возрасте 5-6 месяцев малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочки звуков, типа “бабаба”, “дадада”, “гагага” - у него появляется лепет. По звучанию эти интонированные цепочки напоминают настоящую речь, поэтому зачастую мамы склонны принимать их за первые осмысленные слова, хотя это не так. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку свои действия, например: “Вот видишь, я нажал ручку, и дверь открылась” или “Я повернул кран, и полилась вода”.

7-9 месяцев

Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда раздастся звонок в дверь, скажите ему, кто пришел, и т.п.

Малыш от 6 до 9 месяцев:

  • определяет местоположение источника звука, поворачивает голову, когда слышит звук справа, слева, спереди, сзади;
  • знает свое имя и реагирует на него;
  • опускает голову к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз;
  • лепечет, произносит цепочки слов, похожие на настоящие слова;
  • имитирует звуки и интонацию;
  • пытается отвечать маме, когда она с ним заговаривает;
  • понимает значение простейших слов (“да” - “нет”);
  • слушает разговор людей;
  • различает по именам членов семьи (даже когда не видит перед собой человека, имя которого называют);
  • умеет играть в “Ладушки” и “Ку-ку”.

9-12 месяцев

Лепет малыша становится богаче и разнообразнее, а после появления первых настоящих слов постепенно затухает. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые “теоретические знания”, сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран.

Малыш от 9 до 12 месяцев:

  • проявляет интерес к звучащим предметам и игрушкам;
  • указывает рукой на хорошо знакомые предметы или людей, которых ему называют;
  • имитирует большое количество звуков;
  • поворачивает голову к источнику звука во всех направлениях;
  • произносит 1-2 осмысленных слова, состоящих из одного или двух слогов (“дать”, “мама”, “баба”) или представляющих собою усеченные формы более длинных слов (например, “агу” - огурец, “ма” - маленький).

    1-1,5 года

    Интеллект ребенка быстро развивается и усложняется. Помогайте ему произносить новые слова, тогда он начнет исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы - конечно, под вашим присмотром.

    Лепет еще не является собственной речью, он не зависит от “научения”, а является показателем созревания малыша. Это подтверждается тем, что лепет есть даже у глухих от рождения детей, которые не слышат ни окружающих их звуков, ни звуков, которые издают сами. Лепетать они начинают в том же возрасте, что и нормально слышащие дети, но более монотонно, а со временем лепет и вовсе затухает из-за отсутствия обратной связи и специальных приемов стимулирования речи.

    В возрасте одного года ребенок целенаправленно использует для общения жесты. Для него важно, чтобы взрослый обращал внимание на интересующий его предмет. Показав на предмет, ребенок ждет отклика взрослого. Если мама не смотрит в нужном направлении, он привлекает ее внимание, потянув за руку или одежду, а затем снова делает указательный жест. В свою очередь, годовалый ребенок знает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему нужно посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее. Помимо указательного жеста у детей появляются и другие - протягивание открытой ладони, хватательный и другие жесты, с помощью которых ребенок просит взрослого о чем-то. Таким образом, жесты годовалых малышей можно разделить на две группы.

    1. Указательный жест. В диалоге между ребенком и взрослым он означает: “Посмотри на ...” или “Расскажи мне об...”. Если “слушающий” смотрит в указанном направлении, называет предмет или что-нибудь рассказывает о нем, ребенок остается доволен.

    2. Жест дотягивания. С его помощью ребенок пытается попросить взрослого: “Дай мне ...” или “Дай мне посмотреть (потрогать, поиграть)”. В ответ на такой жест ребенок предполагает увидеть со стороны взрослого немедленное действие или ответ. Чтобы “усилить эффект”, ребенок начинает проявлять нетерпение повторными жестами или хныканьем, добиваясь получения того, чего хочет.

    Оба эти типа жестов предшествуют словам, выражающим утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка начинают появляться слова, отражающие эти понятия (например, слова “вот”, “дать”, “ма” - усеченное обращение к матери, выражающее просьбу), указательные жесты и жесты дотягивания еще некоторое время продолжают использоваться ребенком вместе с отдельными словами и их комбинациями. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Примерами могут служить традиционное “Пока-пока”, сопровождающееся помахиванием, или слово “Ам”, которому сопутствует движение руки по направлению ко рту. Взрослые сами провоцируют появление такого сочетания играми, в которых чтение стишков-потешек сопровождается синхронными жестами. Наиболее ярким примером может служить одна из самых распространенных игр первого года жизни малыша: “Полетели, полетели, на головку сели”.

    Постепенно основным средством общения ребенка становится словесная речь. Она вытесняет жесты и не относящийся к предмету лепет. Между пассивной речью (понимание значения слова) и активной речью (произнесение слова) ребенка пока существует диссонанс. Ребенок знает и понимает гораздо больше слов, чем говорит. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни за месяц ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как произносит в среднем около девяти. Слова “мама”, “папа” и “баба” - самые значимые для ребенка и потому появляются одними из первых. Помимо того, они состоят из наиболее “простых” для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи ребенка следующими, зависит от потребностей и окружения ребенка, а также интересов его семьи.

    К полутора годам словарный запас малыша может приблизиться к 50 словам. Как правило, первые слова ребенка обозначают наиболее важные для него объекты - лица, предметы, действия. Их можно разделить на несколько смысловых групп:

    1. наиболее значимые для ребенка лица (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя и т.д.);
    2. действия (дать, пить, есть (“ам”) и т.д.);
    3. еда (молоко, банан, вода, печенье);
    4. части лица и тела (нос, рот, зубы);
    5. игрушки и вещи (барабан, мяч, соска);
    6. одежда и обувь (носок, туфли, шапка);
    7. транспорт (машина, самолет);
    8. слова, отражающие состояния человека (“хочу”, “ой”, “ай”).

    Первоначально одно и то же слово может относиться как к названию предмета, так и к действию с ним. Малыш может сказать: “Мяч!” - и в том случае, если увидел этот предмет, и в том случае, если хочет, чтобы ему дали мяч. Он может использовать одно и то же слово для обозначения схожей группы предметов (филологи называют это явление “расширением значения слова”). Так, словом “кошка” ребенок может называть всех четвероногих. Но встречаются и обратные случаи - “сужения” значения слова, - когда малыш словом “собака” назовет только ту собаку, которая живет у него дома.

    Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. (из книги "День за днем говорим и растем")


    Свои вопросы авторам Вы можете задать на сайте издательства, пожелания, замечания и ругательства в адрес ведущего рассылки шлите mailto:reply@tc-sfera.ru. В следующий выпуск мы включим тест "Какой я родитель" и первый урок известного психолога, профессора МГУ Юлии Борисовны Гиппенрейтер (тем, кто приобрел ее книгу "Общаться с ребенком. Как?", этот урок уже знаком), а в четвертый выпуск — игры и занятия с детьми в возрасте от 3-5 недель до 2,5-3 месяцев. До свидания.


В избранное