Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Семейный клуб: отдых всей семьей,досуг для детей и родителей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Растим дошкольника: советы педагогов, логопедов, психологов
Здравствуйте! Как мы и обещали, второй выпуск рассылки выходит через неделю, у нас все без обмана. Сегодня мы продолжаем чтение книги О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем". В следующий выпуск мы включим тест "Какой я родитель" и первый урок известного психолога, профессора МГУ Юлии Борисовны Гиппенрейтер (тем, кто приобрел ее книгу "Общаться с ребенком. Как?", этот урок уже знаком), а в четвертый выпуск — игры и занятия с детьми в возрасте от 3-5 недель до 2,5-3 месяцев. Как ребенок учится говорить? Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер, это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа: 1) доречевой этап - от рождения до одного года, который делится на период гуления и период лепета; 2) дограмматический этап первичного освоения языка - от года до двух лет; 3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка. Предпосылки к усвоению языка являются врожденными. Находясь в утробе матери, ребенок слышит ее голос, а следовательно, получает информацию об особенностях родного “материнского” языка, на котором ему придется говорить в дальнейшем. А по какому пути идет овладение способностью говорить? Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Заботливая мама способна по характеру плача судить о том, является ли он проявлением боли, голода или скуки. Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой “языковой среде” - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка - слова. “Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не будет уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие “активной”, собственной речи как способности говорить, т.е. импрессивной и экспрессивной речи. Каким образом это происходит? От рождения до 1 месяца Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды и поэтому по-иному на нее реагирует. Малыш отдает предпочтение голосу одного, особого взрослого - матери и очень быстро “обучается” живо и адекватно реагировать на выражение ее лица, на ее интонацию. Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют родителям выключать радио, телевизор, магнитофон в момент общения со своим малышом. 1-3 месяца В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. К концу второго месяца малыш уже умеет смеяться и гулить, издавая нежный, низкий гласный звук в ответ на обращенную к нему речь. К трем месяцам - умеет отличать голос мамы от голосов других женщин. Полезно рассматривать с ребенком яркие картинки, разговаривать с ним. Малыш до 3 месяцев:
3-6 месяцев В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему в книгах все более сложные картинки, на которых изображены реальные предметы (лучше пользоваться детскими изданиями). Малыш от 3 до 6 месяцев:
6-7 месяцев Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. В возрасте 5-6 месяцев малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочки звуков, типа “бабаба”, “дадада”, “гагага” - у него появляется лепет. По звучанию эти интонированные цепочки напоминают настоящую речь, поэтому зачастую мамы склонны принимать их за первые осмысленные слова, хотя это не так. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку свои действия, например: “Вот видишь, я нажал ручку, и дверь открылась” или “Я повернул кран, и полилась вода”. 7-9 месяцев Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда раздастся звонок в дверь, скажите ему, кто пришел, и т.п. Малыш от 6 до 9 месяцев:
9-12 месяцев Лепет малыша становится богаче и разнообразнее, а после появления первых настоящих слов постепенно затухает. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые “теоретические знания”, сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран. Малыш от 9 до 12 месяцев:
|
В избранное | ||