Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

10 ключевых вопросов учителю музыки.


23 февраля 2010

Доброго времени суток!

Поздравляю себя и всех мужчин с праздником! :)

В продолжение темы прошлого выпуска, я хочу познакомить Вас с мнением еще одного глубоко уважаемого мной человека – Евгении Сергеевны Петеневой. Евгения Сергеевна заведует музыкальной школой при Новосибирском Музыкальном Колледже имени А.Ф. Мурова (официальное название – отделение дополнительного образования по программам художественно-эстетической направленности).

10 ключевых вопросов учителю музыки.
Интервью с Евгенией Петеневой

«Музыкальное образование должен получать каждый ребенок – для общего развития,
формирования мышления, вкуса, эстетических потребностей...»
Евгения Петенева

Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?

– Я думаю, что к этому вопросу нужно подойти дифференцированно, выделяя любительскую и профессиональную сферы деятельности. Может ли ребенок обучаться музыке? Да, может. Но если поставить вопрос о профессиональном обучении – естественно, эта сфера потребует комплекса очень серьезных профессионально важных качеств...

Как любитель, я думаю, музыкальное образование должен получать каждый ребенок – для общего развития, формирования мышления, вкуса, эстетических потребностей. Потому что за вкус, за качество потребностей в нашем обществе надо бороться. Человек должен понимать, что хорошо и качественно, а что – нет. Что является, скажем, мимолетным, а что требует вложений, что более ценно, что менее. К сожалению, у нас много яркого, развлекательного, и, естественно, очень часто складывается мнение, что это очень легко, что это делается очень быстро. И человек потенциально не готов к тому, что музыка, искусство требуют огромных вложений, впрочем, как и любая деятельность.

Некоторые дети от природы очень музыкальны, насколько важно им знать теорию (ноты и пр.)?

– Вопрос интересный. В моей практике встречались дети, так называемые «слухачи», которые с трудом учили ноты, потому что, услышав произведение один, два раза, они запоминали его наизусть. Встречались случаи, когда ребенок был обучен «с рук», а нотные тексты не мог разбирать. В любом случае, это помогает до определенного момента. И на слух подбирать музыку можно, а потом встать перед проблемой записи того, что сыграл или сочинил. Способности могут послужить до определенного момента, а дальше – шаг влево, шаг вправо – и человек сталкивается с определенной проблемой: записи, захочется «с листа» прочитать, подыграть – а не получится, не удастся записать аккорды и так далее. Поэтому, если удастся это противоречие показать, объяснить ребенку, я думаю, что тогда из этой ситуации можно будет выйти.

На какой незаданный вопрос Вы бы хотели ответить (или дать комментарий)?

– Хотелось бы поразмышлять о проблеме выбора инструмента ребенком. Хотелось бы сказать, что надо, наверное, давать саму возможность выбора. Потому что в практике бывают такие случаи, когда инструмент, на котором играет ребенок, не его (не тот). Он переходит на другой инструмент – и начинаются определенные результаты. Поэтому, если не идет что-то – надо искать. Начинать, наверное, надо с удобных инструментов, таких как блок-флейта. Думаю, что малышей необходимо приобщать к музыке через этот инструмент. Не случайно он у К. Орфа занимает значимое место. Все дети должны петь, возможно, в ансамбле или сольно. Ну, а дальше искать.

Кроме того, существуют некоторые возрастные предпочтения, связанные с обучением на инструменте. Гитаристы считают, что ребенка лучше обучать на этом инструменте с девяти лет, на духовых инструментах – с десяти-одиннадцати, скрипачи – с пяти лет. Но, желательно, чтобы у ребенка был уже некоторый музыкальный опыт, особенно в случаях, связанных с более поздним выбором музыкального инструмента.

Полный текст интервью читайте на странице нашего сайта:
http://virartech.ru/articles/10-questions-2.php

*******

Евгения Сергеевна затронула очень интересную для меня тему: в настоящее время я работаю над статьей о проблемах выбора учебного заведения и инструмента для музыкальных занятий ребенка.

Действительно, выбор музыкального инструмента, и шире – музыкальной специальности – очень сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, родители должны в первую очередь учитывать желания и способности ребенка. Если ребенок занимается на инструменте только потому, что маме очень нравится его звучание, или этот инструмент просто «уже был дома» - обучение музыки может принести больше вреда, чем пользы.

Не следует также отдавать физически слабого ребенка на такие инструменты, как аккордеон или баян, «не поющего» от природы ребенка на хоровое отделение, ребенка со слабым музыкальным слухом на скрипку. Как правило, результат будет всегда один – ребенок возненавидит занятия музыкой, у него появится куча комплексов.

Но как спросить ребенка, на каком инструменте он хочет играть? В большинстве случаев он ответит просто: «не знаю». И это естественно – ведь он еще не знает, какие инструменты вообще бывают и как они звучат! И что делать, если ребенок скажет: «хочу играть на трубе или органе»? Особенно, если Вы посетили вместе с ним органный концерт, к примеру, и ребенок действительно был поражен красотой и мощью звучания этого инструмента, но он просто не представляет себе всей сложности обучения и игры на понравившемся инструменте.

В следующем выпуске я обязательно расскажу Вам, какое решение этих вопросов мне представляется наиболее верным. А пока я хотел бы спросить Вас, что Вы думаете по этому поводу? Стоит ли спрашивать ребенка, на каком инструменте он хочет играть? И если да, то как это лучше сделать?

Буду рад услышать Ваше мнение,

пишите по этому адресу: av@virartech.com

Алексей Выграненко
http://virartech.ru


В избранное